РОЛЬ ДЖ. Э. ГУВЕРА В ЯВЛЕНИЯХ «КРАСНЫХ УГРОЗ» В США - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ДЖ. Э. ГУВЕРА В ЯВЛЕНИЯХ «КРАСНЫХ УГРОЗ» В США

Ващенко М.С. 1
1Амурский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Джон Эдгар Гувер, первый директор Федерального Бюро Расследований (ФБР), занимавший этот пост на протяжении сорока восьми лет и превративший этот орган в одну из самых влиятельных структур в США, и сегодня остается одним из самых скандальных политических деятелей двадцатого века. Он был на своем посту во время Великой депрессии и Второй мировой войны, «Нового курса» Рузвельта и маккартизма, Корейской и Вьетнамской войн, отдавая все силы борьбе с внутренними и внешними угрозами. При этом доказанным фактом являются многочисленные случаи превышения полномочий и использования незаконных методов расследования со стороны ФБР под руководством Дж. Э. Гувера.

Ярый антикоммунист, он имел непосредственное отношение к обеим «красным угрозам». Если в первой, которая пришлась на начало его карьеры, он действовал напрямую – собирал информацию, производил задержания, участвовал в судебных разбирательствах, то во второй «красной угрозе» его влияние скрыто от глаз, тогда он позволил быть на виду сенатору Дж. Маккарти.

Роль этой незаурядной личности в истории США в XX веке изучена недостаточно, особенно его значение в двух событиях этого времени – первой и второй «красных угрозах». Их исследование приобретает особую актуальность сейчас, так как специалисты все чаще говорят об опасности повторения этих явлений в связи с ухудшением отношений России и США. Поэтому изучение самих «красных угроз», а также такого важного действующего лица, которое их связывает, как Эдгар Гувер, имеет большое значение.

Джон Эдгар Гувер, выпускник юридического факультета университета Джорджа Вашингтона, начал свою работу в министерстве юстиции США в 1917 году. В его обязанности тогда входил поиск лиц, уклоняющихся от призыва в армию. Позже он возглавил отдел регистрации граждан враждебных государств, который был создан по инициативе президента Вильсона в начале Первой мировой войны; этот отдел министерства юстиции занимался поиском иностранцев, настроенных «нелояльно» по отношению к политическому строю США. После принятия Закона о шпионаже в 1917 году наказание по подозрению в подрывной деятельности еще более ужесточилось (вплоть до смертной казни в военное время).

Именно в этот период складывались взгляды Гувера на угрозу со стороны радикалов, и начала формироваться его обширная база данных. К началу первой «Красной угрозы» она состояла преимущественно из сведений об иностранных гражданах, находящихся в США (сначала немецких, а после событий 1917 года и выходцев из Российской империи), а также организациях и общественных движениях, выступавших против участия Америки в Первой мировой войне.1

Сами события 1919-1921 гг., безусловно, оставили отпечаток на дальнейшей карьере будущего директора ФБР: в 1919 году по США прокатилась волна террористических атак. По почте были разосланы письма, содержащие взрывчатку. Все они предназначались высокопоставленным чиновникам или известным людям, включая таких лиц, как генеральный прокурор Палмер, министр труда Уильям Б. Уилсон, судья Верховного суда Оливер Уэнделл Холмс-младший, судья К. Маунтин Лэндис, известные бизнесмены Джон Д. Рокфеллер и Дж. П. Морган-младший и др.

В ответ на это в августе 1919 года Генеральный прокурор Палмер создал Отдел общей разведки, специальный орган в рамках Бюро расследований, предназначенный для раскрытия коммунистического заговора, если таковой существовал. Этот отдел подчинялся лично генеральному прокурору. Это дало дополнительный импульс продвижению Эдгара Гувера по карьерной лестнице - он быстро стал главой отдела регистрации иностранных граждан враждебных государств. Благодаря своему опыту в отделе регистрации и инициативности, Гувер стал помощником Палмера и де-факто руководителем Отдела общей разведки2. В рамках работы Отдела Эдгар Гувер занимался составлением досье на граждан, связанных с коммунистическими и анархистскими организациями. Так он расширил свою систему хранения, содержащую информацию о газетах, организациях и людях, которые считались опасными для национальных интересов.

Далее, по мере усиления деятельности террористов министерство юстиции стало использовать все более жесткие методы борьбы с ними. По распоряжению Палмера работники Отдела общей разведки при поддержке местной полиции и добровольцев провели рейды в десятках городов и арестовали более 10000 подозреваемых коммунистов и сочувствующих им. Они врывались в дома, вечерние школы для взрослых и редакции газет, захватывая всех в поле зрения, портя имущество и нанося телесные повреждения задерживаемым. Агенты игнорировали некоторые юридические тонкости, такие как ордера на обыск или арест. Арестантов держали в течение нескольких месяцев в переполненных самодельных тюрьмах. Тех из них, кто родился в Российской империи и не получил американского гражданства, депортировали 21 декабря 1919 года в Советскую Россию на корабле «Буфорд», который позже прозвали «Советским ковчегом». Среди них были известные анархисты Этель Бернштейн, Пётр Бьянки, Александр Беркман и другие3.

На этом этапе Гувер вел очень активную деятельность. Он появился дважды на стороне Палмера в ходе слушаний в Конгрессе, и часто выступал на стороне обвинения в судебных разбирательствах. Гувер выступал за увеличение количества арестов, более высокий залог и еще меньшие права для заключенных.4

Постепенно вектор общественного мнения изменился, большое значение для этого имел «Доклад о незаконной деятельности Департамента юстиции Соединенных Штатов», написанный двенадцатью известными американскими юристами, которые входили в общественную организацию под названием «Национальная лига народного доверия правительству». В своей работе они привели многочисленные случаи нарушения прав заключенных. После этого в Конгрессе был создан специальный комитет и проведено расследование деятельности министерства юстиции. По его итогам Палмеру было вынесено порицание за превышение полномочий. Генеральный прокурор ушел в отставку - «красная угроза» стоила ему карьеры. Но не его помощнику Гуверу. После событий 1919-1921 гг., его продвижение по служебной лестнице лишь набирало обороты.

После этого началась отмена наиболее резонансных законов и решений, первая «красная угроза» подходит к концу. Бюро расследований возвратилось к своим изначальным функциям, а именно, борьбе с преступностью. В начале 1920-х гг. БР потеряло то значение, что было у него в период, описанный выше, из-за того, что американское общество осудила используемые Бюро методы. Однако по мере увеличения уровня преступности после принятия в 1919 «Сухого закона», возрастало и влияние БР. 5

В 1924 году президент Калвин Кулидж назначил Эдгара Гувера директором Бюро Расследований. Получив новую должность, в первую очередь, он значительно сократил штат сотрудников в нем, чтобы сделать БР более мобильным и профессиональным органом. Он увольнял всех, кого считал недостаточно квалифицированным работником или подозревал в коррупции. Реформы пошли Бюро на пользу – теперь этот орган все чаще успешно соперничал с другими правоохранительными ведомствами, выполнявшими сходные функции.6

Во время Великой депрессии резко вырос уровень преступности, и с именем БР было связано несколько крупных и резонансных дел именитых гангстеров (Аль Капоне, Джон Диллинжер, Красавчик Флойд и т.д.). В связи с важностью этих дел возросла престижность теперь уже Федерального Бюро Расследований, получившим свое новое название в 1934 году. Об этом говорит и то, что представленная генеральным прокурором Гомером Каммингсом Конгрессу в том же году «программа 12 пунктов», была почти полностью одобрена Конгрессом. Теперь агентам было позволено носить оружие, а за ФБР было закреплено главенствующее место в системе правоохранительных органов.7 Успехи ФБР в войне с преступностью, которые широко освещались в прессе, убеждали американское общество в правильности «Нового курса» Рузвельта, который поддерживал Бюро и был инициатором переноса акцента с местных на федеральные органы обеспечения правопорядка.

Еще в 1934 году, по мере ухудшения международной обстановки, в США стала возрастать обеспокоенность из-за деятельности на их территории нацистских организаций. В связи с этим президент Рузвельт отдал тайное распоряжение ФБР, чтобы федеральные агенты начали их проверку.8 Гувер посчитал, что этот список должен быть увеличен, поэтому начал проверку не только про-нацистских групп, но и прокоммунистических, а также союзы рабочих, а затем и любых других оппонентов президента Рузвельта, так как все эти люди, по его мнению, могли оказаться иностранными агентами. За теми, кто попал под подозрение, устанавливалось наблюдение: прослушивание, контроль над передвижениями, контактами и доходами. Об итогах слежек докладывалось лично президенту. В дальнейшем деятельность ФБР по этому направлению так и оставалась секретной, так как считалось, что Конгресс, всегда боявшийся появления «суперполиции», выступил бы против этой инициативы. Поэтому постепенно ФБР стало следить и за некоторыми конгрессменами, которые об этом не подозревали. Помимо этого, распоряжение президента осталось в тайне из-за того, что у него были опасения, что об этом узнал бы в СССР и Германии. Таким образом, мы видим, что предпосылки второй «красной угрозы» начались задолго до 1950 года, когда была произнесена знаменитая речь Маккарти. Однако на тот момент борьба с инакомыслием была скрыта от глаз.

Собранные данные использовались для дискредитации политических оппонентов Гувера. Одним из наиболее действенных средств для этого был шантаж: как правило, людям угрожали распространением информации об их нетрадиционной сексуальной ориентации или супружеской неверности. Если противники Гувера не меняли своих взглядов по интересующим его вопросам, данные обнародовались, и тогда объект шантажа утрачивал свой авторитет, а вместе с ним и шансы на продолжение карьеры. Одной из известных жертв манипуляций Гувера стал Самнер Уэллес, заместитель госсекретаря Корделла Халла. Он был обвинен в гомосексуализме и был вынужден покинуть свой пост.9 Кроме того, проверки начались в отношении Эдит Хелм, которая входила в близкий круг Элеоноры Рузвельт. Ее заподозрили в связях с социалистическими организациями. Первая леди сравнила методы ФБР с гестапо и потребовала прекратить преследование. Однако ФБР этого не сделали, а начали следить и за ней самой. 10

Количество собираемой ведомством Гувера информации постепенно увеличивалось, также как и роль ФБР в контрразведывательной деятельности. Однако активных действий по поимке лиц, занимавшихся «подрывной деятельностью» Бюро пока осуществлять не могло; отсутствовала необходимая для этого законодательная база, да и сбор информации все еще велся тайно. Основное применение находили именно компрометирующие сведения о политиках – с целью лоббирования интересов ФБР.

С конца 1930-х гг. Бюро занималось сбором информации (в том числе, с помощью незаконных способов) о коммунистах, социалистах, журналистах, актерах, которые могли быть связаны с коммунистами и социалистами, и профсоюзах, которые боролись за права рабочих. Некоторые из этих данных впоследствии были использованы комитетом по расследованию антиамериканской деятельности и Дж. Маккарти в начале 50-х. Как в период, предшествовавший этим событиям, так и непосредственно в это время, данные улики, полученные незаконным способом, не могли быть использованы в суде, отсюда одна из черт борьбы эпохи «охоты на ведьм» - стремление дискредитировать, разрушить репутацию людей (как, например, было с актерами и писателями, попавшими в «черные списки»).

После Второй мировой войны, в связи с целым рядом факторов (такими как усиление позиций коммунистической партии США, начало Холодной войны, активизация шпионской сети СССР на территории США, усиление недовольства рабочих своим социально-экономическим положением, вылившихся в серию протестов и забастовок в конце 1940-х гг. и др.) особое значение приобрела та часть картотеки Гувера, которая была связана с коммунистами. Сенатор из штата Висконсин Джозеф Маккарти стал тем, кто манипулировал американским обществом, внушая ему страх перед возможной коммунистической революцией по типу первой «красной угрозы».

Убежденный антикоммунист, Гувер быстро понял, как можно использовать в своих целях Маккарти. Интерес был взаимным: Маккарти использовал Гувера как источник информации, Гувер же получил в лице сенатора действенное средство для борьбы с коммунистами, которое позволило бы ему самому оставаться в тени.11 По моему мнению, Гувер предвидел, что с тем, кто окажется в центре общественного внимания, случится то же, что и с генеральным прокурором Палмером после окончания первой «красной угрозы», когда вектор общественного мнения в США, всегда имевший большое значение для американских политиков, изменил бы свое направление.

Уже в 1947 году, в начале политической карьеры Маккарти, их начали часто видеть вместе.12 9 февраля 1950 года Маккарти выступил со своей знаменито речью, в которой упомянул о 205 коммунистах в Государственном Департаменте. Чуть позже он понизил эту цифру до 57, а потом снова повысил до 81 человека. И он ни разу не привел доказательств своих слов. В связи с этим трудно сказать, были ли эти данные предоставлены Гувером, который уже давно соперничал с Госдепом из-за некоторых перекликающихся функций этого ведомства и ФБР, взял ли Маккарти их из какого-либо другого источника или же сенатор вовсе это придумал.

Свидетельством того, что Гувер предоставлял Маккарти сведения, было то, что по рекомендации директора ФБР сенатор нанял в свой штат бывшего работника ФБР Дона Сурайна, также ярого антикоммуниста, которому Гувер оставил доступ к своим данным. Всех вместе их неоднократно видели за обедами.13

Постепенно методы Маккарти становились все более спорными. Так, проверка библиотек и сожжение «подрывных» книг в начале 1953 года стали напоминать настоящую инквизицию. Эти действия были осуждены президентом Эйзенхауэром. Количество сторонников Маккарти снижалось, и как полагают эксперты, Гувер, видя это, перестал поддерживать сенатора к середине 1953 года.14 В марте 1954 года вышла программа Э. Мэрроу «See it now» о Маккарти, в которой он подвергся резкой критике. По результатам работы комитета сената по проверке деятельности Джозефа Маккарти, ему было вынесено осуждение по двум пунктам, после чего он уже не вел активной политической деятельности.

Таким образом, события первой «красной угрозы», пришедшиеся на начало карьеры Гувера, сильно отразились на взглядах, сделав его убежденным антикоммунистом. В то время он начал формирование своей базы данных, которая пригодилась ему в дальнейшем. Кроме того, он, будучи непосредственным участником тех событий, понял несколько важных уроков, которые успешно применил во время второй «красной угрозы». Так, Маккарти стал одним из самых известных политиков США XX века, в том числе благодаря тем сведениям, которые получал от Гувера. Без этой базы он вряд смог бы осуществлять такую масштабную антикоммунистическую деятельность. Когда он стал выходить за рамки разумного, то остался без поддержки ФБР, и вскоре его политическая карьера была полностью разрушена. И в этот раз, как и после первой «красной угрозы», Гувер не пострадал. С одной стороны, он оставался в тени, позволяя Маккарти сначала получить славу борца с коммунистами, а вскоре быть уничтоженным ею же. С другой стороны, во время антикоммунистической истерии, захлестнувшей США в годы маккартизма, значение контрразведки, а значит, и ФБР, возросло еще сильнее, а количество людей, способных противостоять Гуверу, сократилось. Свои обязанности на посту директора ФБР он будет исполнять еще много лет, до своей смерти в 1972 году.

1 Markowitz N. WWI and The "Rise" of J. Edgar Hoover [Электронный ресурс] // Political affairs: офиц.сайт. 2014. URL : http://politicalaffairs.net/wwi-and-the-rise-of-j-edgar-hoover-by-norman-markowitz/ (дата обращения: 11.12.2016)

2 Ефимова М. Секрет власти директора ФБР Эдгара Гувера [Электронный ресурс] // Радио Свобода: офиц.сайт. 2010. URL : http://www.svoboda.org/a/1936209.html (дата обращения: 15.12.2016)

3 To the American people: report upon the illegal practices of the United States Department of Justice [Электронный ресурс] // Washington : National Popular Government League. 1920. P. 4-10 // Hathi Trust Digital Library: офиц. сайт. 2014. URL : https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015001801706;view=1up;seq=5. (дата обращения:18.12.2016)

4 Ackerman K. D. How Hoover became Hoover [Электронный ресурс] // Los Angeles Times: офиц. сайт. 2007. URL: http://articles.latimes.com/2007/jun/14/opinion/oe-ackerman14 (дата обращения:11.12.2016)

5 The story of the Federal Bureau of Investigation [Электронный ресурс]. 1978. P. 4 // Hathi Trust Digital Library: офиц. сайт. 2014. URL : https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015051816851;q1=john%20edgar%20hoover%20fbi (дата обращения:18.12.2016)

6 The FBI : a centennial history, 1908-2008. [Электронный ресурс]. 2008. P. 17 // Hathi Trust Digital Library: офиц. сайт. 2014. URL : https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015001801706;view=1up;seq=5. (дата обращения:11.12.2016)

7 A twelve point program by Homer Cummings, Attorney General of the United States [Электронный ресурс]. 1934. 9 p. // The U.S. Department of Justice: офиц. сайт. 2009. URL : https://www.justice.gov/sites/default/files/ag/legacy/2011/09/16/04-19-1934b.pdf (дата обращения:18.12.2016)

8 The FBI : a centennial history, 1908-2008. [Электронный ресурс]. 2008. P. 34 // Hathi Trust Digital Library: офиц. сайт. 2014. URL : https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015001801706;view=1up;seq=5. (дата обращения:15.12.2016)

9 Devine M.J. Sumner Wells [Электронный ресурс] // American National Biography Online: офиц.сайт. 2000. URL : http://www.anb.org/articles/06/06-00696.html (дата обращения:11.12.2016)

10 Davies W.W. Eleanor Roosevelt and the FBI [Электронный ресурс] // 2008. American Experience: неофиц.сайт. URL : http://www.pbs.org/wgbh/americanexperience/features/primary-resources/eleanor-fbi/ (дата обращения:14.12.2016)

11 Meroney J. Hoover dismayed by McCarthy's methods [Электронный ресурс]. 2006. San Francisco Gate: офиц.сайт. 2004. URL : http://www.sfgate.com/politics/article/Hoover-dismayed-by-McCarthy-s-methods-As-2539585.php(дата обращения:11.12.2016)

12 Ibid.

13 Meroney J. Hoover dismayed by McCarthy's methods [Электронный ресурс]. 2006. San Francisco Gate: офиц.сайт. 2004. URL : http://www.sfgate.com/politics/article/Hoover-dismayed-by-McCarthy-s-methods-As-2539585.php(дата обращения:11.12.2016)

14 Barnes M. The Cold War Home Front: McCarthyism [Электронный ресурс]. 2013. The Authentic History Center: неофиц. сайт . 2012. URL : http://www.authentichistory.com/1946-1960/4-cwhomefront/1-mccarthyism/ (дата обращения:14.12.2016)

Просмотров работы: 462