ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ЧЕРЕЗ ВУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ЧЕРЕЗ ВУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Чехова М.А. 1
1Иркутский Государственный Университет, Педагогический Институт, Педагогический факультет, Магистратура 2 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особую значимость для нашего общества приобретают проблемы формирования личности будущего специалиста.

В условиях рыночной экономики наиболее эффективный механизм осуществления инновационного процесса - это коммерциализация научных достижений, новых знаний и технологий. При этом образование, наука и производство получают стимулы и мотивы для быстрого достижения успеха и максимального результата.

Однако в погоне за коммерческим эффектом существует, а нередко и дает о себе знать опустошительными последствиями опасность упустить главную задачу учебно-воспитательного процесса - воспитание личности специалиста. Облик общества будущего определяет нынешняя студенческая молодежь. Наряду с профессиональной компетентностью, представители молодого поколения, будущие специалисты должны обладать достойными нравственными и гражданскими качествами. Такие качества не являются врожденными и формируются в процессе воспитания, образования и практической деятельности.

Формирование и развитие личности продолжается в условиях обучения в вузе. По мнению Б.Г. Ананьева «преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентация, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой, - выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта» [5].

Воспитание современных студентов через вуз - одна из ведущих категорий психологии и педагогики высшей школы. Оно трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств.

Подготовка молодого поколения к реальной жизни, как одна из важнейших социальных задач современности, не может ограничиваться лишь расширением возможности приобретения некой суммы знаний. Истинная личность сегодня должна быть интеллигентной - помимо овладения знаниями и профессиональными навыками человеку необходимо ориентироваться на морально-этические нормы. Между тем наряду с заметными изменениями в социально-экономическом развитии многих стран, стремительным ростом впечатляющих научных открытий и технологических решений отмечается тревожная тенденция к забвению этических ценностей, традиций народной культуры.

Создание системы высшего образования, отвечающей условиям рыночных отношений, и реализация оптимальных подходов к формированию личности будущего специалиста в ходе учебно-воспитательного процесса – возникают две основные проблемы, которые не примерно нужно решить, чтобы вывести нашу высшую школу на современный уровень, придать ее развитию инновационный характер.

Целью воспитания студентов в условиях вузов служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к общественной, производственной и культурной деятельности.

С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов с высшей квалификацией [4].

Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А. Сластенин отмечает значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:

  • гуманистической направленности;

  • целостности учебного и воспитательного процессов;

  • последовательности и систематичности;

  • творческого начала в воспитании;

  • индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;

  • ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов [1].

Воспитательная работа является основной частью деятельности вуза. Ведущую учебно-воспитательную функцию призван выполнять профессорско-преподавательский состав. Важно передать следующему поколению не только знания, но и жизненный опыт. Это требует от преподавателя не только чувства ответственности, но и многого другого, включая постоянное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование.

Задача преподавателя - воспитать гражданина, патриота своей страны. Как известно, патриотизм включает в себя: уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах родины; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету Родины. Патриотическое воспитание является одним из механизмов поддержания целостности политической культуры в обществе. И чем сложнее и многограннее патриотическое воспитание, тем большими адаптационными ресурсами оно обладает. Одной из важнейших функций, которую выполняет патриотическое воспитание студентов, является осуществление политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения. Поколение, заканчивающее сегодня вузы, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере экономики, администрации, и социальной сферы. Одна из основных целей преподавания заключается в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать смысл и динамику событий политической жизни с тем, чтобы в будущем после завершения обучения они могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и воздействовать на принятии политических решений в соответствии со своими ролями в обществе [2].

Не вызывает сомнений ответственность высшей школы за формирование интеллектуальной и нравственной атмосферы в обществе в целом. Как центры образования, науки и культуры высшие учебные заведения призваны содействовать критическому осмыслению происходящего, оказывать всемирную поддержку исследовательской и гражданской активности студентов, что способствует развитию личности, национально-государственным интересам России.

Овладение научными знаниями, высокая познавательная активность расширяют кругозор студентов и создают предпосылки для формирования устойчивой позитивной направленности личности, в структуре которой существенное место занимают нравственные потребности, знания, убеждения, мотивы и установки. Процесс формирования нравственной направленности личности студента не должен осуществляться спонтанно, а требует со стороны педагога и воспитанника целенаправленных усилий. И, прежде всего, необходимо создать в коллективах, учебных заведений атмосферу высокой нравственной требовательности [3].

Профессорско-преподавательский состав СГПИ не мыслит подготовку дипломированных специалистов в отрыве от воспитательного процесса, основной целью которого является социализация, формирование нравственно и физически здорового члена общества. Для достижения поставленной цели в институте решаются следующие задачи:

  • морально-нравственное и этическое воспитание студентов и преподавателей;

  • обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

  • создание системы вне учебной воспитательной работы;

  • укрепление трудовой и учебной дисциплины;

  • обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях;

  • восстановление, обновление и поддержание материально-технической базы;

В вузе успешно функционирует институт кураторов студенческих академических групп. Куратор направляет свою деятельность на формирование сплоченного коллектива, через актив группы создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания, творчества, высокой дисциплины. Важнейшей задачей куратора является оказание помощи группе в достижении высокой успеваемости, вовлечение студентов в научно-исследовательскую, культурно-массовую работу.

В целях стимулирования общественной работы, формирования творчески активной личности, в институте систематически проводятся конкурсы (например, лучшая студенческая научная статья).

Институт проводит целенаправленную работу по интеграции образования с производительным трудом (привитие трудовых навыков в детских летних лагерях). В процессе трудовой деятельности меняется менталитет студентов, они отходят от потребительской психологии, получают моральное удовлетворение от результатов своего интеллектуального и физического труда, своей причастности к общественным делам.

Моральный климат в коллективе имеет прямое влияние на самочувствие каждого его члена. В эту сферу, помимо прочих включаются жилищно-бытовые вопросы, материальное и моральное стимулирование творческой активности преподавателей и студентов, создание надлежащих условий для труда и учебы. Все решения коллектива, Ученого совета, ректората проникнуты духом социальной справедливости, направлены на формирование здоровой, высоконравственной атмосферы.

Следует остановить внимание на компьютеризации образовательного процесса в педагогическом вузе. Применение компьютера как средства обучения придало новый импульс информационному аспекту самостоятельной познавательной деятельности студента, усилило диагностические, контрольные и оценочные функции образовательного процесса. Это принципиально изменило подход к отбору содержания профессиональной подготовки, характер организации учебно-воспитательного процесса, предоставило возможность максимально «погружать» студентов в профессиональную среду, моделируя и имитируя реальные ситуации обучения и воспитания учащихся, требующие анализа, вычленения и решения педагогических задач. Современное программное обеспечение позволяет эффективно использовать компьютер для решения самых различных задач на основе построения дидактических комплексов, справочно-информационных служб, комплекса заданий для самостоятельных работ, расчетно-аналитических систем, учебных и компьютерных программ и т.д. С помощью компьютера можно эффективно развивать у студентов не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, формировать системное мышление, давать целостное представление о педагогической деятельности, способствовать становлению общепедагогических и учебных умений, ценностных смыслов профессиональной деятельности. Следовательно, компьютеризация играет значительную роль в становлении будущего педагога.

В настоящее время СГПИ можно рассматривать как интегрированную систему, объединяющую образовательные учреждения различных типов: филиалы, опытно-экспериментальные площадки. Будучи формирующимся институтским комплексом, он решает вопросы переподготовки кадров, повышения их квалификации, создания единой информационной сети в образовании, пополнения фонда библиотеки учебной, научной и справочной литературой, издаваемой в институте, и многие другие вопросы, связанные с модернизацией системы образования в нашей стране.

Таким образом, с переходом к рыночным отношениям в экономике роль целенаправленного воспитания специалистов, в том числе нравственного, гражданского и экологического, не снижается, а растет. Основная доля ответственности за воспитание студентов лежит на преподавателе. В наши дни более остро, чем прежде, стоят задачи усиления взаимосвязи обучения и воспитания, т.к. будущий специалист, мыслящий и действующий прагматически приходит к современному мировоззрению через освоение своей профессии и через свои деловые интересы.

Список литературы:

  1. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе / Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник науч. статей. Выпуск второй. - Москва: ИОО МОН РФ, 2004.

  2. Григорьева Н.Г. Влияние системы ценностей на формирование будущих специалистов // Специалист. - 2005. - № 5.

  3. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Педагогика. - № 10. - Мн., 2000.

  4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально - педагогической деятельности: Учеб пособие для учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

  5. Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Красноярск, 2008.

Просмотров работы: 554