ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Милованова Е.А. 1, Косогова А.С. 2
1Иркутский государственный университет (ИрГУПС)
2Иркутский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ряде учебных заведений страны предпринимаются попытки введения в качестве самостоятельной дисциплины «Теории решения изобретательских задач», но удельный вес введения такого предмета в масштабе государства чрезвычайно мал.

В недавнем прошлом России на каждом заводе штатным расписанием были предусмотрены бюро и отделы (БРИЗ, ОРИЗ) для совершенствования и модернизации выпускаемой продукции, для экономии материальных ресурсов и снижения себестоимости продукции. Важным стимулом развития этой службы было материальное вознаграждение инженерно-технического состава в размере части средств достигнутой эффективности. Другим важным фактором развития творческой деятельности был разный возрастной ценз работающих, при этом молодые инженеры перенимали опыт старших, более опытных, а официальным курсом правительства страны было введено понятие «наставничества». Звание «наставника» было почетным.

Одной из главных целей работы, является обоснование целесообразности использования в вузовских учебных программах примеров разработки новых технических решений, приёмы создания которых базируются на теоретической основе общетехнических и специальных дисциплин, иллюстрируют их прикладное значение и соответствуют уровню объектов патентной защиты (отвечают основным критериям оценки этого уровня: новизна, техническая целесообразность, соответствие уровню технического развития отрасли – области применения).

В большинстве своём транспортные ВУЗы страны располагают собственным пакетом такого рода решений и квалифицированными кадрами, способными проиллюстрировать связь теории с практикой решения инженерных задач.

В рамках образовательного стандарта третьего поколения на базе Иркутского Государственного Университета Путей Сообщения осуществляется разработка с намерением последующего внедрения в учебный процесс курса «Практика решения изобретательских задач» (ПРИЗ), который позволит связать решение учебных задач с производственными, что, несомненно, положительно отразится как на качестве обучения, так и на эффективности выпускаемых специалистов. Кроме того, благодаря развитию навыков практики решения изобретательских задач, у будущих инженеров сформируется системное мышление, необходимое в профессиональной деятельности, а, следовательно, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Курс «Практика решения изобретательских задач» предлагается базировать на индивидуальной траектории учебно-исследовательской деятельности студента. Отправным пунктом на этой траектории, видимо, следует считать привитие навыков самостоятельного аналитического мышления, путём выполнения реферативных обзоров в процессе начальной стадии изучения курсов общетехнических дисциплин. При переходе к изучению курсов специальных дисциплин следует ставить задачи критериальной оценки конструктивных особенностей и технических характеристик объектов специального курса. На финальной стадии цикла вузовского обучения предъявляются требования к разработке собственных оригинальных технических решений.

В первую очередь будущему инженеру необходимо предоставить возможность выбора вектора научного поиска, помогая тем самым развитию творческой активности и формированию научного мышления. Становление личностных достижений обучающегося возможно лишь на основе его самостоятельного продвижения и саморазвития. Этапами реализации курса «Практика решения изобретательских задач» будут:

  1. Повышение мотивации к исследовательской деятельности.

  2. Выявление познавательных потребностей способностей и уровня базовых знаний.

  3. Определение направлений исследовательской работы, актуальных для данной отрасли.

  4. Расширение области знаний, обеспечивающих достижение поставленной цели.

  5. Постановка четко сформулированных целей и задач.

  6. Определение направлений исследовательской работы и условий, обеспечивающих достижение цели.

  7. Самостоятельная работа с литературой и индивидуальная - с преподавателем.

  8. Подведение итогов исследовательской работы с предоставлением готового продукта в виде статей, стендовых докладов, патентов на изобретение или полезную модель и т.д.

Плодотворная научно-исследовательская деятельность может осуществляться только на основании тесного взаимодействия мотивационного и деятельностного компонентов.

Демонстрация попытки реализации этой связи представлена в настоящей работе, при этом, достижение конечного результата обеспечивается последовательностью технических решений, разработанных в Иркутском Государственном Университете Путей Сообщения и являющихся объектами патентной защиты [1, 2, 3, 4]. Следует отметить, что изобретения [1, 2] соответствуют вузовской программе на стадии изучения курсов общетехнических дисциплин. Сочетание их с [3, 4], соответствующими вузовской программе на стадии изучения курсов специальных дисциплин, дало комплексное техническое решение, как иллюстрацию непрерывности процесса технического творчества.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что, в отличие от рекомендуемого ТРИЗ приёма обращения в процессе технического творчества к известным физическим эффектам (электромагнетизм, сверхпроводимость и др.), с использованием информации об их существовании без обращения к теоретическим основам их проявления (некогда!), ПРИЗ ориентирует работника на углублённое изучение теоретических основ, способствует повышению качества вузовского образования.

Список литературы

1. Пат. 2354870 Российская Федерация, МПК7 F16H 1/10.Торцевая зубчатая передача с внутренним зацеплением/ Тупицын А.А., Каргапольцев С.К., Милованов А.И и др.; заявитель и патентообладатель Иркутский гос. универ. путей сообщ. - № 2007144586/11; заявл.04.12.2007; опубл. 10.05.2009, Бюл. № 13.-7 с.: ил.

2. Пат. 77374 Российская Федерация, МПК F16H 1/00.Шестерня для торцевой зубчатой передачи с внутренним зацеплением./ Тупицын А.А., Милованов А.И., Ревенский А.А.; заявитель и патентообладатель Иркутский гос. универ. путей сообщ. - № 2008115572/22; заявл.21.04.2008; опубл.20.10.2008, Бюл. № 29. -1 с.: ил.

3. Пат.2412072 Российская Федерация, МПК7 В61С 9/00.Компоновочная схема тягового привода железнодорожного подвижного транспортного средства с параллельными потоками мощности/ Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И., Тупицын А.А. и др.; заявитель Иркутский гос. универ. путей сообщ. - № 2009124142/11; заявл.24.06.2009; приоритет 24.06.2009.

4. Пат.135599 Российская Федерация, МПК. Тяговый привод локомотива с асинхронными двигателями./ Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И., Тупицын А.А. и др.; заявитель и патентообладатель Иркутский гос. универ. путей сообщ. — № 2013118947/11; заявл. 23.04.2013. приоритет 23.04.2013.

Просмотров работы: 187