СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Давлетшин Д.Ф. 1, Бойко А.Д. 1
1Набережночелнинский институт КФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предотвращение ДТП

Снижение вероятности возникновения ДТП обеспечивается активной безопасностью транспортных средств и инфраструктуры. Активная безопасность дороги – это ее свойства, препятствующие возникновению дорожно-транспортного происшествия, например, хорошие сцепные качества дорожного полотна, от которых зависит динамика транспортных средств, возможность остановиться перед препятствием, безопасно совершить маневр. К элементам активной безопасности дорожной инфраструктуры относятся ее геометрические размеры и особенности наличие обочины, разделение транспортного, велосипедного и пешеходного потоков. Такие мероприятия, как разметка проезжей части дорог, установка дорожных знаков, устройство искусственного освещения, направленные на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий, также можно отнести к активной безопасности дорог.

К активной безопасности автомобиля относятся такие элементы, которые непосредственно влияют на функции автомобиля и его эксплуатационные характеристики во время движения. Традиционные технологии содействия водителю позволяет распознавать некоторые объекты, осуществлять базовую классификацию, извещать водителя об опасных ситуациях и, в некоторых случаях, замедлять или останавливать движение автомобиля. Таким образом, следует понимать, что появление новых технических и технологических решений сопряжено с возникновением новых проблем, для решения которых могут понадобиться новые методы и средства.

Несмотря на разнообразие технических мер и усилий по обеспечению безопасности в транспортных системах, число дорожно-транспортных происшествий остается высоким. Значительная их часть связана с нарушением правил дорожного движения. Кроме того, вероятность ДТП повышается в сложных дорожных условиях. Поэтому одним из важных условий обеспечения БДД является снижение интенсивности движения, что обеспечивается эффективной организацией транспортных потоков.

  1.  
    1. Снижение тяжести последствий ДТП

Сокращение дорожно-транспортного травматизма обеспечивается пассивной безопасностью транспортных средств и инфраструктуры. Элементы, которые входят в состав систем пассивной безопасности автомобиля, не влияют на функции и эксплуатационные характеристики автомобиля – они предназначены для защиты участников дорожного движения в случае ДТП. Для снижения травматизма людей в салоне автомобиля при конструировании и разработке элементов кузова используются современные математические методы и модели для наилучшего поглощения энергии удара. Также важную роль в обеспечении пассивной безопасности водителя и пассажиров играют подушки безопасности, правильная конструкция сидений и рулевой колонки, а также ремни безопасности и использование детских кресел. Для снижения травматизма пешеходов используют особые конструкции и материалы для передних бамперов.

Под пассивной безопасностью дорог подразумевают меры, направленные на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, возникших из-за потери управляемости или устойчивости автомобиля, дестабилизации элементов системы автомобиля (занос прицепа, перемещение тяжелого груза в кузове), внезапных приступов болезни, ослепления фарами встречного автомобиля в темное время суток. Для снижения тяжести последствий наезда на препятствия, съезда транспортных средств с обочины или пересечения разделительной полосы магистрали устанавливают дорожные ограждения, предотвращающие выезд автомобилей за пределы земляного полотна, которые в результате прогиба и за счет упругой деформации конструкции ограждения способствуют изменению траектории движения автомобиля, уменьшая до минимума ударные нагрузки. В США и странах Западной Европы часто устанавливают на разделительных полосах и на кромке проезжей части моста или автомагистрали высокие монолитные или сборные конструкции бетонных ограждений, отклоняющие наезжающие автомобили и гасящие их энергию, не нанося им повреждений.

Значительное уменьшение тяжести последствий от происшествий можно добиться, снижая скорость, выдерживая большую безопасную дистанцию и воздерживаясь от обгона. Поэтому инструменты регистрации нарушений (камеры, датчики регистрации автомобилей, инфрокрасные датчики, и т.д.) совместно с другими элементами транспортной инфраструктуры, снижающими скорость и число других нарушений, увеличивающих тяжесть последствий при ДТП также относятся к пассивной безопасности дороги. Связано это с тем, что каждому транспортному средству необходимо притормаживать для проезда искусственной неровности. В России большинство искусственных неровностей установлено перед нерегулируемыми пешеходными переходами для повышения безопасности пешеходов. Лучшим решением, не вызывающим увеличение выбросов, может стать применение кнопочных светофоров на таких участках. Choul Ki Lee et al (2013:1749) рассмотрели возможность введения полу-сигналов в светофоры, что позволяет увеличить время работы одной фазы, но при этом пешеход через кнопочный светофор может сократить это время. Применение таких светофоров вместо обычных позволяет обеспечить увеличение скорости движения по основным улицам (магистралям) в местах, где в поперечном направлении движение транспорта незначительное. Применение такого решения на нерегулируемых перекрестках позволит повысить безопасность пешеходов.

  1.  
    1. Ликвидация последствий ДТП

После аварии системы аварийного реагирования могут помочь уменьшить последствия травм путем предоставления своевременной медицинской помощи. Своевременное информирование участников дорожного движения о произошедшем ДТП на том или ином участке, позволит водителям проложить свой маршрут в объезд проблемного участка и избежать транспортных заторов, связанных с ДТП.

Очень важным направлением в области повышения БДД является анализ статистических данных. Например, информация о нарушениях ПДД может быть использована для создания списка водителей, с которыми необходимо провести работу по профилактике правонарушений в зависимости от их тяжести и частоты вплоть до изъятия водительского удостоверения с правом его возвращения после пересдачи экзамена. В то же время в случае, если на одном и том же участке регулярно происходят нарушения или ДТП, это требует детального анализа организации движения на участке с целью внесения изменений в его инфраструктуру. После внедрения изменений вновь собранные статистические данные должны быть проанализированы для определения эффективности предпринятых мер. Таким образом, правильно проведенный анализ статистических данных позволит повысить эффективность методов предотвращения ДТП и снижения их тяжести.

Нами были структурированы существующие направления повышения безопасности дорожного движения (Схема 1). Мероприятия по направлению «до ДТП» включают в себя активную безопасность автомобиля и дорожной инфраструктуры, «во время ДТП» – пассивную безопасность, «после ДТП» – послеаварийную безопасность дороги.

Схема1. Методы повышения безопасности дорожного движения.

  1. Материалы и результаты

Принятие мер по повышению безопасности дорожного движения, как правило, основывается на анализе статистических данных о правонарушениях и ДТП. Такой анализ позволяет корректировать схемы движения, вносить изменения в инфраструктуру и давать рекомендации по управлению движением.

Исходные данные для анализа были получены из отдела ГИБДД города Набережные Челны, а также с официального сайта ГИБДД РФ. Превентивные меры по повышению уровня дорожной безопасности заключаются в выявлении правонарушений, которые можно разделить на две категории:

  • нарушения, увеличивающие вероятность возникновения ДТП (управление ТС в состоянии опьянения, выезд на полосу встречного движения);

  • нарушения, увеличивающие тяжесть последствий при ДТП (нарушение правил перевозки детей, игнорирование ремней безопасности).

На рисунке 3 представлена динамика правонарушений за последние три года. В 2015 году произошел спад количества нарушений ПДД, что, прежде всего, было связано с повышением размера штрафов за нарушения ПДД. После того, как был введен закон о том, что при оплате штрафа в течение 20 дней со дня нарушения ПДД, его размер составляет только 50% от размера штрафа, в 2016 году количество нарушений снова стало расти. Такой рост правонарушений вызван тем, что закон, по сути, отменил повышение размера штрафа по некоторым видам нарушений.

Схема2. Динамика правонарушений за 2014-2016 г.г.

Анализ статистики правонарушений по дням недели (рисунок 4), свидетельствует о росте их количества к концу недели, что приводит к росту ДТП, причем их самое большое количество приходится на конец рабочей недели (на пятницу).

Схема3. Динамика правонарушений по дням недели.

Наибольшая доля ДТП вызвана следующими причинами (табл.1, рис.5):

  • превышение установленной скорости движения, либо несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям;

  • неправильный выбор дистанции;

  • непредоставление преимущества в движении пешеходам;

  • нарушение ПДД пешеходами.

Таблица1. Статистические данные.

Последствия правонарушений

Год

Причины возникновения ДТП

превышение установленной скорости

неправильный выбор дистанции

непредоставление преимущества в движении пешеходам

нарушения ПДД пешеходами

ДТП

2013

182

131

88

88

2014

122

106

83

68

2015

90

108

66

79

2016

24

70

40

39

Погибло

2013

15

3

3

12

2014

3

2

2

4

2015

6

3

0

7

2016

0

0

0

3

Ранено

2013

206

183

76

78

2014

152

140

88

65

2015

101

134

69

74

2016

31

93

46

37

Доля, %

2013

26,5

19

12,8

12,8

2014

21,7

18,9

14,7

10,8

2015

15,28

18,34

11,21

13,41

2016

6,61

19,28

11,02

10,74

Схема4. Причины возникновения ДТП.

Снижение в последние годы числа ДТП, возникающих из-за превышения установленной скорости движения, либо несоответствия выбранной скорости конкретным дорожным условиям, связано, прежде всего, с активным внедрением камер фотовидеофиксации, которые фиксируют нарушения скоростного режима движения.

Нами были сопоставлены данные по выявленным фактам нарушений ПДД и ДТП, вызванными этими же причинами (Рисунок 6).

Схема5. Взаимосвязь нарушений ПДД и числа ДТП.

Снижение числа правонарушений и ДТП на пешеходных переходах обусловлено ужесточением мер ответственности за такие нарушения. Кроме того, в 2016 году перед нерегулируемыми пешеходными переходами были установлены искусственные неровности, что привело к снижению скорости автомобильного потока в зоне пешеходных переходов и, как следствие, снижению вероятности ДТП. Также заметен спад количества ДТП и по другим причинам, кроме ДТП, вызванных выездом на полосу встречного движения.

  1. Дискуссия

Алгоритм разработки комплекса мер по повышению безопасности транспортной системы включает следующие этапы:

1. Анализ статистики правонарушений и ДТП

2. Выявление правонарушения, которые приводят к росту вероятности ДТП

3. Формирование перечня мероприятий по предотвращению правонарушений, вызывающих рост вероятности ДТП (заполнение столбца «до ДТП»)

4. Выявление правонарушений, которые могут усугубить тяжесть последствий ДТП

5. Формирование перечня мероприятий по предотвращению правонарушений, усугубляющих тяжесть последствий ДТП (заполнение столбца «во время ДТП»)

6. Выявление правонарушений, которые мешают оперативной ликвидации последствий ДТП

7. Формирование перечня мероприятий по предотвращению правонарушений, мешающих оперативной ликвидации последствий ДТП. (заполнение столбца «после ДТП»)

После того, как мероприятия, описанные в матрице Хэддона, реализованы, можно на следующем этапе оценить их эффективность. Так, например, применение камер фотовидеофиксации для выявления нарушений скоростного режима позволило снизить их число. Применение более совершенных камер для фиксирования других правонарушений, например, выезда на встречную полосу, может быть действенной мерой для снижения вероятности ДТП на сложных участках.

ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения можно предотвращать и с помощью дорожных барьеров, разделяющих полосы разных направлений движения, что активно используются в европейских странах.

Для предотвращения правонарушений пешеходов можно использовать инфраструктурные решения, создающие препятствия для перехода дороги в неположенном месте, а также безопасные виды переходов (надземные, подземные, регулируемые). Можно применять такие меры воздействия как штрафы, а для фиксации правонарушений в опасных местах применять камеры фотовидеофиксации. Для снижения количества ДТП, вызванных необдуманными действиями пешеходов, необходимо с ранних лет проводить разъяснительные мероприятия, направленные на обучение правильному поведению на дорогах.

Если ДТП все-таки произошло, то должны быть предусмотрены мероприятия по снижению тяжести последствий. К человеческим факторам можно отнести применение ремней безопасности и детских удерживающих кресел. Автомобиль уже сам по себе проектируется со всеми требованиями безопасности с применением современных технологий. Инфраструктура, в свою очередь, должна обеспечить наиболее безопасный исход при возникновении ДТП. Этого можно добиться при помощи барьеров безопасности, дорожной разметки, предупреждающих табло и т.д.

Мероприятия, проводимые после ДТП, связаны со своевременным оказанием помощи пострадавшим при ДТП, восстановлением движения, устранением последствий от ДТП и выяснением причин. В России с 1 января 2017 года обязательна установка на всех новых автомобилях системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Единая распределенная инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» состоит из трёх элементов: навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сеть связи. При аварии автоматически, по сигналам ГЛОНАСС/GPS, определяет координаты автомобиля, данные об автомобиле (марка, модель, VIN, тип топлива) и величина перегрузок в момент удара. Эта система позволяет моментально среагировать на ДТП что позволяет сократить время оказания помощи и своевременно информировать участников дорожного движения о произошедшем ДТП.

Все мероприятия оформляются в виде матрицы Хэддона, после чего для каждого из них составляются планы реализации (таблица 2).

Таблица2. Матрица Хэддона

  1. Заключение

В данном исследовании был проведен анализ эффективности мер по предотвращению ДТП с точки зрения их роли в обеспечении безопасности и устойчивости транспортной системы города. В качестве исходной информации использована официальная статистика ГИБДД. В качестве метода для разработки предложений по повышению безопасности дорожного движения была использована Матрица Хэддона. Для этого были структурированы существующие направления повышения безопасности дорожного движения по направлениям «до ДТП» (активная безопасность автомобиля и дорожной инфраструктуры), «во время ДТП» (пассивная безопасность), «после ДТП» (послеаварийная безопасность дороги). Сделан вывод о том, что принятие решений должно базироваться на анализе статистических данных по правонарушениям и причинам и местам концентрации ДТП. Оценка эффективности принятых решений также должна осуществляться на основании обратной связи: необходимо анализировать, как принятие тех или иных законов и прочих мер влияет на статистику ДТП.

  1. Список литературы
  1. ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gibdd.ru/

  2. Goniewicz K., Goniewicz M., Pawłowski W., Fiedor, P. Road accident rates: strategies and programmes for improving road traffic safety. European Journal of Trauma and Emergency Surgery Volume 42, Issue 4, 1 August 2016, Pages 433-438

  3. Haddon Jr W. Advances in the epidemiology of injuries as a basis for public policy. Public Health Report, 1980, 95:411–421

  4. Dan Chisholm and Huseyin Naci. Road traffic injury prevention: an assessment of risk exposure and intervention cost-effectiveness in different world regions. World Health Organization. Department of Health Systems Financing. Final version (December 2008). 59 p.

  5. Z. Yaghoubpour et al. Public transport risk assessment through fault tree analysis. Int. J. Hum. Capital Urban Manage., 1(2): 93-102, Spring 2016. DOI: 10.22034/ijhcum.2016.01.02.003

  6. Makarova, I. USAGE OF SIMULATION MODELING FOR IMPROVEMENT OF SAFETY MANAGEMENT ON UNREGULATED PEDESTRIAN CROSSING / Makarova, I., Khabibullin, R., Zhdanov, D., Belyaev, E., Davletshin, D., Tikhonov, D. // 11 th International Conference - Road Safety in Local Communities, Serbia, Vrnjacka Banja, 2016

Просмотров работы: 557