РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рагимова С.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно в педагогической литературе при исследовании субъектных свойств педагога рассматривается понятие компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). В психолого-педагогической литературе компетенции (от лат. competentia) – «это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» .

Современная социальная психология, рассматривая проблему социальных способностей личности, обращается к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, которая также определяется через ряд составляющих ее способностей, умений и навыков. Имеет смысл говорить о компетентности только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетентность остается в ряду потенциальностей и является не компетентностью, а скрытой возможностью. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.

Толерантность как личностное качество проявляется не только в знании основных её теоретических положений, но и в соответствующем поведении и мировоззрении, что позволяет рассматривать толерантность как компетентность.

Следовательно, компетентность педагогов в области формирования толерантности определяется через совокупность следующих компонентов:

- когнитивного: знания, представления о толерантности личности (собственной и других людей), педагогических средствах, методах, формах ее формирования и развития, средствах профессионально-личностного саморазвития;

- эмоционального: система отношений, толерантных установок по отношению к ребенку;

- поведенческого: самоанализ педагогической деятельности, процесса педагогического взаимодействия с ребенком, готовность к профессионально-личностному саморазвитию, реализация педагогических средств и методов, способствующих формированию толерантности у учащихся.

Реализация условий развития компетентности позволяет педагогу не только принять собственную субъектную позицию, но и субъектную позицию ученика, что, в свою очередь, дает возможность изменить характер традиционно складывающихся ролевых и межличностных отношений в процессе педагогического взаимодействия, способствуя изменению отношения учащихся к образованию.

Необходимость введения условия развития педагогической компетентности для учителей связана с представлением о педагоге дополнительного образования не только как о носителе определенной социальной роли, но и как о субъекте социальных отношений. Создание толерантной среды в образовательном процессе предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь.

В педагогической практике ключевые вопросы о том, кого, как и чему учить, обречены на формальный подход, если в расчет не принимается личность педагога и отношение к этой личности окружающих. Именно педагог в большей степени влияет на образовательную среду, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной деятельности, стиль общения и многое другое. Личность учителя-педагога представляет собой взаимосвязь следующих интегральных характеристик: эмоциональной гибкости, педагогической направленности, педагогической компетентности.

В процессе формирования толерантности старшеклассников огромное значение имеет педагогическая стратегия, избираемая педагогом во взаимодействии с ребенком в образовательной деятельности. От педагогической стратегии педагога зависит и диапазон поиска, оценки, выбора проекции в учебной деятельности, и степень самостоятельности деятельности, и активизация индивидуального и коллективного, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством организации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами деятельности.

Важно сформировать у педагогов желание и умение ориентироваться в своей профессиональной деятельности на личность учащегося, учитывая его возможное восприятие содержания педагогической деятельности и самого педагога.

Таким образом, основными направлениями методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в формировании толерантной среды в образовательном процессе, являются следующие:

-ознакомление педагогов с теоретическими представлениями о толерантности, её роли и месте в системе общечеловеческих ценностей;

-ознакомление педагогов с педагогическими средствами, методами и приемами формирования толерантности;

- изменение установок в процессе педагогического взаимодействия с детьми (субъект-субъектные отношения);

-активизация личностного потенциала педагогов - развитие их собственных толерантных качеств личности;

-формирование у педагогов культуры диалога.

Одним из направлений профессионализации педагога является изменение соответствующих компонентов установки по отношению к учащимся:

  1. Когнитивный компонент должен быть направлен на повышение уровня информирован­ности об учениеке, степени осознания его значимости.

  2. Эмоциональный компонент - на повышение интереса к учащемуся, склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого.

  3. Практический компонент - на осознание педагогом своих реальных возможностей влияния на ученика.

Включение педагогов в активную деятельность по формированию толерантности подростков производится посредством контекстного обучения (А. А. Вербицкий). Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения в предстоящую деятельность. Теоретическая информация приобретает личностный смысл при условии ее прохождения через конкретные педагогические ситуации. Следовательно, необходимо введение такого понятия, как сопровождение с проигрыванием ситуаций будущего профессионального использования. При этом в ситуацию включаются как внешние условия, так и сам действующий субъект, а также люди, с которыми происходит общение и взаимодействие [3, с. 98].

Таким образом, контекстное обучение, в котором моделируется предметное, процессуальное и социальное содержание предстоящей деятельности педагогов по формированию толерантности старшеклассников, а также происходит усвоение теоретических знаний, преломленных через эту деятельность, обеспечивает ценностное включение педагога в данный процесс.

Список использованной литературы:

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя // Ярославский педагогический вестник. 2014. — № 4 (33). — С.81-86.

  2. Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход модернизация содержания образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 1. - С. 58–61.

  3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1997. - 204 с.

Просмотров работы: 192