Формирование межэтнической толерантности особенно актуально в многонациональных регионах России, одним из которых является Республика Дагестан. Полиэтническая структура дагестанского общества, следовательно, и учащейся молодежи, создает специфические условия этнического воспитания, требует особых подходов к воспитанию личности.
Смысл понятия толерантность, впервые введенного В.А.Тишковым, заключается в активной позиции самоограничения и намеренного невмешательства, добровольного согласия на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов. Толерантность выражается в двух сферах:
- на психологическом уровне, как внутренняя установка и отношение личности и коллектива;
- на политическом уровне, как действие или осуществляемая норма.
Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон путем убеждения, дискуссии и привлечения на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большого числа сторонников.
Межнациональная толерантность - это системная совокупность психологических установок, чувств, определенных знаний и общественно - правовых норм, а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, которые предполагают терпимое отношение представителей определенной национальности к другим, к инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и пр.).
Межнациональная толерантность не сводится только к терпимому отношению, т.к. она представляет собой постоянно развивающийся процесс, включающий в себя эмоционально - психические нормы, чувства по отношению к другим национальностям, представления о других культурах, языках и собственно - поведенческие установки применительно к инонациональному. Это явление шире, чем просто терпимость. В его смысл входят и принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в соблюдении прав всех народов мира; в осознании единства и взаимосвязи различных этнокультур; в неприятии войн между разными национальностями; в разрешении межнациональных проблем на основе общности интересов.
Анализ психолого-педагогической, социологической, этнологической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования межэтнической толерантности у школьников является наименее разработанной, особенно с позиций системного подхода. Исследования последних лет посвящены либо формированию толерантности в различных сферах учебно-воспитательной деятельности, либо нацелены на внеклассную и внешкольную работу.
При осуществлении системного подхода необходимо исходить из понятия системы как целостного явления, предполагающего взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей. Системность должна иметь хронологический смысл, исходящий из того, что процессуальные характеристики формирования межнациональной толерантности не должны противоречить его целостно - системному характеру. При этом, компоненты этой системы не могут оставаться равнозначными. Они постоянно эволюционируют в смысле доминирования и раскрытия содержания, хотя присутствуют на всех этапах.
Так, для учащихся начальных классов в процессе формирования межэтнической толерантности должен преобладать познавательно - оценочный компонент, формирование общечеловеческих ценностей. Для детей среднего школьного возраста главным становится формирование историко-информационного базиса гармоничного национального воспитания. При обучении старшеклассников доминирует усвоение фундаментальных знаний и центральных понятий применительно к межнациональной толерантности.
Важнейшим содержанием системного подхода к формированию межэтнической толерантности учащейся молодежи является наличие информационно - теоретической базы. Только посредством представлений об инонациональном возможно создание позитивного национального сознания. Создание фундамента внутринациональных знаний, чувств и убеждений способствует появлению у личности межнациональной толерантности.
В процессе формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения необходимо исходить из реальных тенденций и противоречий во взаимодействии и преобладании различных сфер социального окружения. Результаты опроса учащихся в школах г. Махачкалы свидетельствуют о том, что информацию о народах России и межнациональных отношениях дети получают преимущественно на уроках истории, обществоведения и литературы (37%). Но лидером являются средства массовой информации (60, 4%). Третье место по источнику информации о нациях и национальных отношениях занимают родители и старшие по возрасту (19,4 %).
Системная организация формирования межэтнической толерантности должна предполагать создание специальных образовательных методик, предполагающих:
- взаимодействие учебных дисциплин, межпредметные связи;
- синтез различных отраслей этнонационального (этнических проблем, этносоциальных и этнополитических процессов, этнопсихологии, этнопедагогики и пр.);
- сочетание изучения этнических характеристик (происхождения, способах хозяйствования, современного состояния) всех народов России.
Результаты исследования данной проблемы в дагестанских школах свидетельствуют о том, что при изучении отечественной истории, старшеклассники слабо представляют себе ключевые понятия этногенеза, как русского, так и дагестанских народов. Школьники затрудняются в определении этнического состава древнерусской народности и формировании его современного этнического облика, основных этапов истории этнотерриториального расселения русских. Те же проблемы возникают и при проверке знаний о дагестанских народах.
Главной проблемой организации системного подхода в формировании межнациональной толерантности является выбор оптимального соотношения подходов к указанной деятельности, в том числе: этнологического, культурологического, социологического, политологического и пр.
Этнологический подход не должен подавлять другие ракурсы изучения народов и отношений между ними. Практика же обучения и воспитания свидетельствует о том, что даже те учащиеся, которые показывают высокий уровень этнологических знаний, очень поверхностно знакомы с традиционной материальной и духовной культурой русского и дагестанского народов. Старшеклассники, не отделяя себя от своей этнической культуры, ассоциируя ее с общероссийской, тем не менее, мало информированы о взаимовлиянии русской и дагестанской национальных культур в истории российского общества.
Системный подход к формированию межэтнической толерантности может быть реализован при соблюдении следующих условий:
1. Национальные и межнациональные проблемы должны изучаться с позиций и по методике различных обществоведческих наук, каждая из которых не должна доминировать над другой. К ним относятся этнология, история, этносоциология, этнополитология, этнопсихология и этнопедагогика. 2. Учебный материал нужно преподносить историографически «плюралистично», отражая различные точки зрения на историю и современность. В частности, история российского общества должна рассматриваться не просто как история всех его народов, но и важно продемонстрировать различные в этноцентрическом смысле подходы к осмыслению истории. Данный аспект особенно труден, но возможен в рамках реализации регионально - национального компонента образования.
3. Изучение прошлого и настоящего этносов в различных аспектах (этнологическом, социальном и пр.), должно отражать многообразие и противоречивость взаимовлияния, взаимопроникновения этнокультур разных народов на всех этапах становления современной цивилизации.
В процессе формирования межэтнической толерантности у учащейся молодежи необходимо исходить из следующих принципов:
- учета конкретного уровня развития и выраженности национального самосознания каждого ученика;
- разрушения негативных представлений и оценок своей и других национальностей;
- учета конкретных историко-региональных и местных особенностей взаимодействия народов;
- обязательного единства в воспитании национального самосознания и межэтнической толерантности.
Формирование межэтнической толерантности может реализоваться на разных этапах школьной социализации. В начальной школе оно должно опираться на традиционные методы этнопедагогики и этноэтики, использование фольклора. На уроках гуманитарного цикла детям прививаются поведенческие навыки общения с представителями других наций. Патриотические идеи в этом возрасте преподносятся как любовь к своему дому, без политизированных и социологизированных понятий и явлений. Здесь продуктивным было бы изучение конкретных дагестанских и российских народов, представленных в многонациональной составе школьного класса.
Изучение теоретико-информационных основ межнациональной толерантности в младших классах может быть построено на принципе моделирования и реконструкции в условиях урока различных сторон быта, культуры, обычаев, правил поведения, принятых у разных народов в разные времена. Дети собирают исторический, этнографический материал, систематизируют и воссоздают какой-либо период прошлого в письменной форме, устных рассказах или сценках.
В средних классах должно преобладать воспитательно-образовательное влияние изучения истории и основ этнографии (этнологии) населяющих Россию народов. Поэтому необходимо увеличение объема эмпирической информации об истории, культуре, традиционных способах хозяйствования «своего» и «других» народов. Формирование межэтнической толерантности в средних классах основывается на культивировании рациональных начал, т.е., на получении теоретических и эмпирических знаний о национальности. Образовательно-воспитательная деятельность на этом этапе должна варьироваться как внутри изучения отдельных дисциплин, так и на уровне межпредметных связей. Чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится негативное отношение к людям данной нации.
Особенностью изучения этнонациональных проблем в старших классах является, во-первых, процесс преподавания приобретает системный и комплексный характер. Поэтому этнонациональный феномен изучается старшеклассниками, как с позиций преподавания обществоведческих наук, так и на основе системного взаимодействия различных отраслей знания об этническом.
Во-вторых, овладение старшими школьниками знаниями в области этнонационального развития должно стать более теоретическим, чем на предыдущих этапах школьного образования. Эффективным является специальное изучение категорий и терминов (работа с карточками, терминологические диктанты и пр.).
В-третьих, при преподавании обществоведческих наук необходимо изучать объективные и субъективные причины, основные факторы и примеры межнациональных конфликтов с целью разрушения их эмоционально-чувственных оценок и формирования рационального подхода к их оптимизации. У учащихся старших классов, таким образом, формируется сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Они начинают понимать, что предрассудки по отношению к чужим национальностям возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, об этнических культурах и традициях.
Предложенная методика воспитательного процесса на разных этапах школьной образовательной социализации способствует эффективному формированию межэтнической толерантности у учащейся молодежи как части подготовки человека участию в жизни нации и межнациональном взаимодействии.
Список использованной литературы:
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
Кучев В.А. Социальная деятельность как одно из условий формирования коммуникативной толерантности / Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. - Карачаевск, 2004.
Овчинникова Ю.В. Единство разных / Материалы по формированию толерантного сознания // Школьная библиотека. - 2004. - № 2.
Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. - 1997.-№3.