ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Абдуразакова Д.М. 1, Исаева Н.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возрождение этничности на территории постсоветской России обусло­вило актуализацию проблем регулирования двух объективно развивающихся, иногда противоречивых процессов: возрождения этнического самосознания и формирования межэтнической толерантности. Появилась необходимость эт­нической социализации учащейся молодежи, формирования этнического достоинства, уважения истории, культуры своего народа, знания родного языка. Возрождение этничности нередко оборачивается негативным отноше­нием к представителям других наций, способствуя росту межэтнических кон­фликтов.

Формирование межэтнической толерантности особенно актуально в многонациональных регионах России, одним из которых является Республи­ка Дагестан. Полиэтническая структура дагестанского общества, следова­тельно, и учащейся молодежи, создает специфические условия этнического воспитания, требует особых подходов к воспитанию личности.

Смысл понятия толерантность, впервые введенного В.А.Тишковым, заключается в активной позиции самоограничения и намеренного невмеша­тельства, добровольного согласия на взаимную терпимость разных и проти­востоящих в несогласии субъектов. Толерантность выражается в двух сфе­рах:

- на психологическом уровне, как внутренняя установка и отношение личности и коллектива;

- на политическом уровне, как действие или осуществляемая норма.

Толерантность в политическом действии предполагает или игнориро­вание, или утверждение превосходства одной из сторон путем убеждения, дискуссии и привлечения на свою сторону через аргументацию и демократи­ческую процедуру большого числа сторонников.

Межнациональная толерантность - это системная совокупность психо­логических установок, чувств, определенных знаний и общественно - право­вых норм, а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, которые предполагают терпимое отношение представителей определенной нацио­нальности к другим, к инонациональным явлениям (языку, культуре, обыча­ям, нормам поведения и пр.).

Межнациональная толерантность не сводится только к терпимому от­ношению, т.к. она представляет собой постоянно развивающийся процесс, включающий в себя эмоционально - психические нормы, чувства по отно­шению к другим национальностям, представления о других культурах, язы­ках и собственно - поведенческие установки применительно к инонацио­нальному. Это явление шире, чем просто терпимость. В его смысл входят и принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в соблюдении прав всех народов мира; в осознании единства и взаимосвязи различных этнокультур; в неприятии войн между разными национальностями; в разрешении межнациональных проблем на основе общности интересов.

Анализ психолого-педагогической, социологической, этнологической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования межэтниче­ской толерантности у школьников является наименее разработанной, особен­но с позиций системного подхода. Исследования последних лет посвящены либо формированию толерантности в различных сферах учебно-воспита­тельной деятельности, либо нацелены на внеклассную и внешкольную рабо­ту.

При осуществлении системного подхода необходимо исходить из по­нятия системы как целостного явления, предполагающего взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей. Системность должна иметь хронологический смысл, исходящий из того, что процессуальные характеристики формирования межнациональной толерантности не должны противоречить его целостно - системному характеру. При этом, компоненты этой системы не могут оставаться равнозначными. Они постоянно эволюционируют в смысле доминирования и раскрытия содержания, хотя присутствуют на всех этапах.

Так, для учащихся начальных классов в процессе формирования ме­жэтнической толерантности должен преобладать познавательно - оценочный компонент, формирование общечеловеческих ценностей. Для детей среднего школьного возраста главным становится формирование историко-информа­ционного базиса гармоничного национального воспитания. При обучении старшеклассников доминирует усвоение фундаментальных знаний и цен­тральных понятий применительно к межнациональной толерантности.

Важнейшим содержанием системного подхода к формированию межэтнической толерантности учащейся молодежи является наличие информа­ционно - теоретической базы. Только посредством представлений об инона­циональном возможно создание позитивного национального сознания. Соз­дание фундамента внутринациональных знаний, чувств и убеждений способ­ствует появлению у личности межнациональной толерантности.

В процессе формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения необходимо исходить из реальных тенденций и противо­речий во взаимодействии и преобладании различных сфер социального ок­ружения. Результаты опроса учащихся в школах г. Махачкалы свидетельст­вуют о том, что информацию о народах России и межнациональных отноше­ниях дети получают преимущественно на уроках истории, обществоведения и литературы (37%). Но лидером являются средства массовой информации (60, 4%). Третье место по источнику информации о нациях и национальных отношениях занимают родители и старшие по возрасту (19,4 %).

Системная организация формирования межэтнической толерантности должна предполагать создание специальных образовательных методик, пред­полагающих:

- взаимодействие учебных дисциплин, межпредметные связи;

- синтез различных отраслей этнонационального (этнических проблем, этносоциальных и этнополитических процессов, этнопсихологии, этнопедагогики и пр.);

- сочетание изучения этнических характеристик (происхождения, спо­собах хозяйствования, современного состояния) всех народов России.

Результаты исследования данной проблемы в дагестанских школах свидетельствуют о том, что при изучении отечественной истории, старше­классники слабо представляют себе ключевые понятия этногенеза, как рус­ского, так и дагестанских народов. Школьники затрудняются в определении этнического состава древнерусской народности и формировании его совре­менного этнического облика, основных этапов истории этнотерриториального расселения русских. Те же проблемы возникают и при проверке знаний о дагестанских народах.

Главной проблемой организации системного подхода в формировании межнациональной толерантности является выбор оптимального соотношения подходов к указанной деятельности, в том числе: этнологического, культуро­логического, социологического, политологического и пр.

Этнологический подход не должен подавлять другие ракурсы изучения народов и отношений между ними. Практика же обучения и воспитания сви­детельствует о том, что даже те учащиеся, которые показывают высокий уро­вень этнологических знаний, очень поверхностно знакомы с традиционной материальной и духовной культурой русского и дагестанского народов. Старшеклассники, не отделяя себя от своей этнической культуры, ассоции­руя ее с общероссийской, тем не менее, мало информированы о взаимовлия­нии русской и дагестанской национальных культур в истории российского общества.

Системный подход к формированию межэтнической толерантности может быть реализован при соблюдении следующих условий:

1. Национальные и межнациональные проблемы должны изучаться с позиций и по методике различных обществоведческих наук, каждая из ко­торых не должна доминировать над другой. К ним относятся этнология, ис­тория, этносоциология, этнополитология, этнопсихология и этнопедагогика. 2. Учебный материал нужно преподносить историографически «плюралистично», отражая различные точки зрения на историю и современ­ность. В частности, история российского общества должна рассматриваться не просто как история всех его народов, но и важно продемонстрировать раз­личные в этноцентрическом смысле подходы к осмыслению истории. Дан­ный аспект особенно труден, но возможен в рамках реализации регионально - национального компонента образования.

3. Изучение прошлого и настоящего этносов в различных аспектах (этнологическом, социальном и пр.), должно отражать многообразие и про­тиворечивость взаимовлияния, взаимопроникновения этнокультур разных народов на всех этапах становления современной цивилизации.

В процессе формирования межэтнической толерантности у учащейся молодежи необходимо исходить из следующих принципов:

- учета конкретного уровня развития и выраженности национального самосознания каждого ученика;

- разрушения негативных представлений и оценок своей и других на­циональностей;

- учета конкретных историко-региональных и местных особенностей взаимодействия народов;

- обязательного единства в воспитании национального самосознания и межэтнической толерантности.

Формирование межэтнической толерантности может реализоваться на разных этапах школьной социализации. В начальной школе оно должно опи­раться на традиционные методы этнопедагогики и этноэтики, использование фольклора. На уроках гуманитарного цикла детям прививаются поведенче­ские навыки общения с представителями других наций. Патриотические идеи в этом возрасте преподносятся как любовь к своему дому, без политизиро­ванных и социологизированных понятий и явлений. Здесь продуктивным бы­ло бы изучение конкретных дагестанских и российских народов, представ­ленных в многонациональной составе школьного класса.

Изучение теоретико-информационных основ межнациональной толе­рантности в младших классах может быть построено на принципе моделиро­вания и реконструкции в условиях урока различных сторон быта, культуры, обычаев, правил поведения, принятых у разных народов в разные времена. Дети собирают исторический, этнографический материал, систематизируют и воссоздают какой-либо период прошлого в письменной форме, устных рас­сказах или сценках.

В средних классах должно преобладать воспитательно-образователь­ное влияние изучения истории и основ этнографии (этнологии) населяющих Россию народов. Поэтому необходимо увеличение объема эмпирической информации об ис­тории, культуре, традиционных способах хозяйствования «своего» и «дру­гих» народов. Формирование межэтнической толерантности в средних клас­сах основывается на культивировании рациональных начал, т.е., на получе­нии теоретических и эмпирических знаний о национальности. Образовательно-воспитательная деятельность на этом этапе должна варьироваться как внутри изучения отдельных дисциплин, так и на уровне межпредметных свя­зей. Чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деяте­лях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится не­гативное отношение к людям данной нации.

Особенностью изучения этнонациональных проблем в старших классах является, во-первых, процесс преподавания приобретает системный и комплексный характер. Поэтому этнонациональный феномен изучается стар­шеклассниками, как с позиций преподавания обществоведческих наук, так и на основе системного взаимодействия различных отраслей знания об этниче­ском.

Во-вторых, овладение старшими школьниками знаниями в области этнонационального развития должно стать более теоретическим, чем на преды­дущих этапах школьного образования. Эффективным является специальное изучение ка­тегорий и терминов (работа с карточками, терминологические диктанты и пр.).

В-третьих, при преподавании обществоведческих наук необходимо изучать объективные и субъективные причины, основные факторы и приме­ры межнациональных конфликтов с целью разрушения их эмоционально-чувственных оценок и формирования рационального подхода к их оптимиза­ции. У учащихся старших классов, таким образом, формируется сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Они начинают понимать, что предрассудки по отношению к чужим национально­стям возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношени­ях, об этнических культурах и традициях.

Предложенная методика воспитательного процесса на разных этапах школьной образовательной социализации способствует эффективному фор­мированию межэтнической толерантности у учащейся молодежи как части подготовки человека участию в жизни нации и межнациональном взаимо­действии.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.

  2. Кучев В.А. Социальная деятельность как одно из условий формирова­ния коммуникативной толерантности / Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. - Карачаевск, 2004.

  3. Овчинникова Ю.В. Единство разных / Материалы по формированию то­лерантного сознания // Школьная библиотека. - 2004. - № 2.

  4. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Ок­тябрь. - 1997.-№3.

Просмотров работы: 180