Этнопедагогическая культура дагестанцев богата уникальными примерами проявления терпимости по отношению друг к другу в самых разнообразных жизненных ситуациях, свойственных именно самобытности горских народов, их образу жизни, характеру, определяемых прежде всего природно-климатическими, естественно-географическими, социально- экономическими, политическими и хозяйственно-бытовыми условиями. В основном этим объясняется то, что для народов Дагестана не характерны такие явления, которые встречаются в других субъектах России. (Ср.: в России 5 млн. детей школьного возраста не охвачены обучением; 2 млн. беспризорных детей при живых родителях; 700 тыс. детей в детских домах, а у половины из них матери отбывают наказание в исправительных колониях; разрушаются семьи, расторгаются браки более 70% россиян; около 25% преступлений совершают несовершеннолетние).
О терпимости и уважении к человеку свидетельствуют и жемчужины народной мудрости: «Бог создал народы для взаимного блага», «Когда люди друг друга любят, то и бог их любит», «Согласие друзей - благо», «Врага сделай другом, но друга не делай врагом». Наиболее ярко эта идея выражена в поговорке: «Добром ответил на добро - молодец, добром ответил на зло -ты мудрец!». В лакской детской песне главная героиня - мышка - просит детей приготовить халву, поделить меж гостями, дать дяде, тете, «всем, кого найдете, внуку, деду, другу и соседу, страннику, а остатки мне самой». Фольклорный образ мышки символизирует систему воспитания дружелюбия, доброты и милосердия, с которых начинается формирование межличностных отношений в горской семье. Традиции взаимопонимания отразились в эпических повествованиях дагестанцев «Хочбар», «Шарвили», в легендах, песнях, преданиях и сказках.
В работе с молодежью очень важно не упустить из виду многоаспектность понятия толерантности: ее биологический, психологический, правовой, политический смыслы.
В условиях экономической и политической нестабильности российского общества, неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании обращение к народной педагогической культуре приобретает большую значимость.
Воспитание толерантного поведения характерно самобытной культуре семейного воспитания горцев. Большой интерес представляет сам процесс оформления брачных отношений, которому предшествует срок до трех лет, когда и жених, и невеста, и все родственники проявляют удивительное терпение. С первых дней вхождения в новую семью невеста привыкает к запретам и избеганиям. При этом нормы воспитания терпеливого отношения проявляют все члены семьи и тухума: каждый знает, как к кому обращаться, относиться. Толерантность является основным качеством горянки в отношении к мужу. В Дагестанском государственном педагогическом университете студенты изучают спецкурс и спецсеминар «Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев», где наряду с другими ценностями этнопедагогической культуры дагестанцев рассматриваются и проблемы воспитания толерантного поведения у детей и молодежи. Будущие педагоги проявляют интерес к духовному наследию предков, а на семинарских занятиях после бурных дискуссий вырабатывают собственную позицию, учатся у старших поколений проявлять уважение к оппонентам, терпение, выдержку и мудрость при решении сложных проблем взаимоотношений между собой, при формировании культуры межнационального общению.
Толерантность — осознанное принятие и понимание,уважительное восприятие чужой этнической или религиозной самобытности, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности как достойных уважения.
В светском государстве искренняя осознанно уважительная терпимость есть одна из целей образования и воспитания граждан, не являясь, однако, общеобязательной идеологией. Гражданин вправе иметь любые убеждения. Однако внешние проявления его убеждений ограничены в светском правовом государстве законодательно установленными запретами, в том числе, на возбуждение религиозной, национальной или расовой вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или их дискриминации по этим признакам, на оскорбление религиозных или национальных чувств Толерантность — это не есть терпимость или требование обязательной терпимости вообще ко всему.
По мнение Соловьева: «Превратное понимание «толерантности» превращает ее в требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее попустительства пороку и безнравственности, приводит к их оправданию и даже прославлению порока... Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но это — хаотичность лишь видимая, так как вся эта идеология упорядочение враждебна по отношению к традиционным духовным ценностям, прежде всего — христианским щенным показателем миркокультурного строительства. Толерантность — центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в ее рамках международных и национальных акций, осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщенный показатель эффективности мирокультурного строительства».
«В формуле — толерантность через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма — особое место занимает область средств массовой информации», «Толерантность — форма ненасилия. Ее общественный алгоритм реализации может иметь следующую формулу — достижение толерантности через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма».
Как отмечает Б. А Тишков пишет: «Толерантность — это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети или синагоги недалеко от православного храма, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой ве. Конструкция процитированной согласно Декларации принципиальности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность — это добродетель, я делает возможным достижение и способствует замене культуры культурой мира. Она означает принятие и признание многих культур нашего мира, форм самосознания и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Список использованной литературы:
1.Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. – 2008. - Т. 5. - С. 90-92.
2.Маркова Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2008. - N 10. - С. 51-54.
3.Милюкова И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде : региональные аспекты // Молодежь и общество. - 2008. - N 3. - С. 46-66.