Современная социальная наука не дает удовлетворительных ответов на эти и другие жизненные вопросы. На сегодня нет исследовательской традиции ни в социальной философии, ни в политических анализах.
Более того, в России отсутствует демократический опыт. Первоначально мы связывали становление демократической России с развитием свободы. Однако свобода стала отождествляться с произволом и вседозволенностью, а опыт Запада не прижился на Российской почве.
Демократическая модель общественного развития Запада не может повториться в России по двум причинам. Во-первых, процессы и трансформации, происходящие ныне в развитых демократических странах, нуждаются в критическом осмыслении. Во-вторых, и это очень важно, Россия должна формировать свою собственную модель гражданского общества с учетом ее социокультурной специфики.
Необходимость изучения активно употребляемого в отечественный общественной литературе понятия «толерантность» начинает осознаваться при осмыслении и понимании изменяющегося общества. Реформирование российского общества протекает на фоне разрушения исторически сложившихся традиционных ценностей и прежних социокультурных оснований. Складываются новые ценности, порой чуждые культурным сообществам. Важно подчеркнуть тот неоспоримый факт, что в обществе, переживающем кризис нравственности и морали, потребность в толерантности исключительно велика.
Человечество начинает осознавать важность равноправного сотрудничества составляющих его общностей. В связи с этим встает проблема необходимости и возможности ментальный совместимости человеческих сообществ, что обусловливается потребность в развитии толерантности. Недаром одним из первых документов, подписанных В.В.Путиным после избрания его Президентом РФ, была программа действий по воспитанию толерантности (терпимости) по отношению к людям другого этнического происхождения, расы, вообще по отношению к тем, кто не похож «на меня». «….Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Мирное будущее зависит от наших ежедневных усилий и действий. Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное постигать ее суть умом и сердцем»- говорил в те же 90-е годы Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Мойор. / Декларация принципов толерантности /Бетти Э.Риэдон. Толерантность –дорога к миру. М., 2001.
Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, признанным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995, году проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность».
Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках и зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.
В английском языке толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прошение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском –«терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением –толерантность и терпимость.
Отсутствие в советской литературе понятие «толерантность» объясняется наличием единомыслия и господствовавшей идеологии.
Рассматриваемому понятию активно стали обращаться социологи и психологи через личность, включенную в этническую группу, т.е. в области межэтнических отношений. Л.М.Дробижева рассматривает толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, а как согласия на взаимную терпимость и принятия других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними.Декларация принципов толерантности (Бетти Э.Риэдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001).
В.А.Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимание:
- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практики, так как последние рассматриваются в качестве не важных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество;
- толерантность как невозможность взаимопонимания, т.е. уважение к другому которого я не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать;
- толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним;
- терпимость как расширение собственного опыта; толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиции в результате критического диалога[2].
Такое понимание толерантности и плюрализма В.А.Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна, в особенности. Декларация принципов толерантности.
В отечественной науке, как и в общественно-политической лексике термин «толерантность» закрепился с конца 80-х г.г., чему способствовали академические исследования гуманитарных наук, необходимость сохранения культурного плюрализма России, а также политические инициативы, стремившиеся адаптировать к российским условиям западный опыт формирования гражданского общества.
Особенностью любого общества, как и мира в целом, является разнообразие сторон и форм его существования – социокультурных укладов, образа жизни, способов жизнедеятельности, природных условий и т.д. В любом обществе проблема толерантности формируется на основе определенного опыта народа. Таким образом, толерантность нужно рассматривать как качество социокультурного порядка. Решение проблемы толерантности следует искать в социокультурных традициях этносов и народов с учетом того, что Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная.
Многонациональность, многоязычие и многокультурность России –его богатство, если угодно, фактор ее национальной безопасности.
Самобытность культурного пути России определяется рядом определенных факторов, среди которых, главными следует считать специфику геополитической доминанты, ее полиэтничность и поликонфессииональность.
Под влиянием этих факторов, природы и социальных сил формировались особенности и социокультурного пространства России. Одна из них- этнокультурное разнообразие, которое связано с толерантностью.
Опыт России свидетельствует о том, что толерантность выступает в качестве неотъемлемого компонента современного общества и мира в целом. Очевидно, что понимание и умелое использование этого инструмента (толерантности) в системе современного общества представляет ценность для социальной науки и практики.
Ближайшая реальная задача, как нам представляется, научиться понимать друг друга, живя в общем российском доме. Научиться искусству понимать другой народ, толерантности друг к другу, умению поставить себя на место другого народа (особенно малочисленного) – все это, безусловно, поможет преодолеть тенденцию обострения межэтнических отношений.
Несмотря на то, что не существует простых и готовых рецептов достижения гармонии, формирования толерантного сознания в обществе, целый ряд факторов и политических, и экономических, и социальных и т.д. играют в этом процесс большую роль.
Список использованной литературы:
1.Декларация принципов толерантности /Бетти Э.Риэдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
2. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме /Вопросы философии, 1997, №11.