СПЕЦИФИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Калачинский А.К. 1
1ТГПУ им Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное российское общество за последние четверть века претерпело множество серьезных и глубочайших трансформаций, которые затронули абсолютно все его сферы: политическую, культурную, экономическую и прочие. Эти изменения сопровождались мощнейшими кризисами, навсегда изменившими устройство страны, ее привычный уклад, систему культурных ценностей и взаимодействий в обществе. Процессы изменений обнажили и усугубили большинство социальных проблем, коснулись почти всех социальных институтов, среди прочих остро встала проблема межнациональных конфликтов. В нынешнее время взаимодействие и солидарность разных национальностей в России постепенно налаживается, но зачастую бывает затруднена из-за того, что родители нынешних детей сформировались в то неспокойное время. В условиях радикального обновления многих социальных норм и ценностей этому поколению проблематично передавать накопленный опыт детям. Точно так же и детям сложно усваивать опыт старших, что усугубляет различия, создает противоречия и конфликты поколений.

Старая система воспитания базисных ценностных ориентаций снесена – новая не построена. В связи с этим резко увеличилось число молодежи с деликвентным, криминогенным поведением, среди которых были представители асоциальных субкультур, например, таких как скинхеды и прочие группировки националистического толка.

Чтобы понять причины конфликта между представителями различных культур и национальностей, нужно, в первую очередь, определить, что же такое конфликт в принципе.

Конфликт — столкновение интересов, целей и ценностных установок двух и более человек. Противоборство, противостояние. Конфликт бывает межличностный, бывает межгрупповой (социальный). противоположными ценностями, мотивами, целями. Конфликт — это высшая форма развития противоречий в отношениях между индивидами, социальными институтами, обществом в целом. Конфликтолог Л. Козер трактует конфликт как «борьбу за ценности, претензии на определенный статус, власть...».

Противоборство вызвано невозможностью одновременного удовлетворения потребностей субъектов, предполагает пересечение интересов, осознание ущемления своих интересов и отношение к противоположной стороне как противнику и «виновнику» проблемы.

Противоположные интересы, определяющие конфликт, рассматриваются также как очевидные и скрытые (латентные). При этом последние могут не всегда осознаваться участниками конфликта, что ставит в повестку дня в качестве одного из средств его урегулирования необходимость четкого осмысления интересов обеих сторон в возникшей сложной ситуации.

В данной работе стоит использовать ряд методологических идей о социальном конфликте, сформулированный Г. Зиммелем. Одним из его научных положений является мысль о том, что конфликт рассматривается им не только как момент разрыва накопившихся противоречий-конфликт, согласно ему обладает постоянством, ибо возможно его латентное существование.

Данная концепция несколько отходит от общепринятых концепций, предписывающих ему именно явный характер выражения противоречий в предельно обозначенной форме. В данных трактовках конфликт носит ситуативный характер, обусловленный стечением обстоятельств, не основанный на внутренней существенной необходимости. У Зиммеля, наоборот, конфликт выступает существенным и необходимым аспектом социокультурной жизни, рассматриваемый как имманентная сторона человеческой жизни. Учитывая особенности современного трансформирующегося российского общества, зачастую носящие скрытный характер отношения, целесообразно опираться на зиммеровскую трактовку конфликта.

Межнациональный конфликт рассматривается учеными с разных точек зрения. С точки зрения социологии — это именно социальное противостояние, при котором люди разных национальностей, культур и вероисповеданий не могут мирно сосуществовать на одной территории.

Социальный конфликт всегда динамичен. Он имеет свои предпосылки, развитие (экскалация либо консенсус), если не предпринимаются меры по его смягчению и нейтрализации. Межнациональные конфликты в своем подавляющем большинстве приводили к кровопролитию. Стоит вспомнить хотя бы те столкновения, которые происходили сразу после развала Советского Союза. Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия, Таджикистан и так далее. Десятки тысяч жертв, сотни тысяч беженцев и оставшихся без крова.

Спектр межнациональных взаимодействий можно проследить по следующим аспектам:

1. Социальный аспект определяет положение наций в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

3. Политический аспект показывает отношение между нациями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных наций.

6. Социально-психологический аспект показывает отношение между нациями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Последний аспект является ведущим, так как напрямую связан со спецификой межнациональных конфликтов в школе. В настоящее время в школах уделяется большое количество времени для воспитания в детях уважительного отношения к другим культурам, толерантности и так далее. Но проблему решить трудно по нескольким причинам, которые и являются спецификой.

Зачастую ребенок подвергается насмешкам и травле в школе в период его перевода в новую школу после переезда или миграции. На данный момент остро стоит проблема беженцев из Восточной Украины, по данным Росстата на территорию России прибыло около 600 тыс. человек.

В ситуации, когда процесс социализации резко приостанавливается, претерпевает изменения, когда социальные связи ребенка рвутся, что приводит к социальной депривации, включается механизм психологической защиты ребенка. Он может стать замкнутым, либо, наоборот, агрессивным. Все это создает серьезную психотравмирующую ситуацию, которая негативно сказывается в дальнейшем.

Кроме того, в местах, где национальный состав неоднороден, либо имеется развитая национальная диаспора, в школах может сложиться еще более сложная ситуация. Она заключается в разделении учеников школы по национальному признаку, формировании групп учеников наподобие кланов. Это способствует всплеску насилия, оказывает деформирующее воздействие на неокрепшую детскую психику. Кроме того, такая обстановка зачастую приводит к росту уровня криминогенности.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования Собкина B.C., отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам.

Потенциальную опасность для эскалации межнациональных конфликтов представляет так называемая травля в социальных сетях. Создание специальных групп или страничек с оскорблениями, «мемами» также приводит к учащению конфликтогенных ситуаций.

Кроме того, постоянен процесс образования межэтнических семей. Однако такие семьи испытывают наряду с обычными трудностями семейной жизни (характерными для однонациональных семей) и специфические сложности. Это и внутренние и, тем более, внешние проблемы, в частности, отношение в обществе к детям от смешанных браков, самоидентификация ребенка от такого брака, непонимание со стороны родственников и земляков и др. Все это ставит ребенка в поле социально- психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем. Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации (восприятие и присвоение личностью) общечеловеческих ценностей: общественных норм, требований, идеалов, ценностей культуры. Восприятие и интериоризация личностью, перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания.

Для России, как многонациональной страны, разрешение национальных конфликтов является одним из условий сохранения целостности страны. Для этого в школах необходимо развивать навыки межнационального общения. Проводить специальные уроки толерантности, ярмарку культур, тематические классные часы. Необходимо вести активное взаимодействие с представителями диаспор, родителями учеников. В Тульской области, например, активно действует армянская диаспора. Диалог культур, изучение истории и обычаев других народов развивает в ребенке уважительное отношение ко всем членам общества, независимо от религиозных взглядов, политических убеждений, национальности, языковой принадлежности. Ребенок, воспитанный таким образом, вырастает толерантным, более адаптированным к проживанию в других областях или странах.

Список литературы:

  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013;

  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим спец. / Р. С. Немов ; М. : Юрайт, 2010.

  4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

Просмотров работы: 315