Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем? Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства) [1].
Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению – способность выбирать – является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.
Детский сад ставит своей задачей учить детей на основе понимания литературного произведения выражать своё отношение – сочувствие или порицание – к героям и их поступкам, давать им оценку, что содействует осуществлению задач нравственного воспитания.
Старшие дошкольники при активном руководстве воспитателя способны по-детски элементарно, однако всё же правильно, осмыслить и почувствовать прекрасные своим благородством поступки героев литературных произведений. В народных сказках, отличающихся яркостью и выпуклостью в обрисовке героев, дети понимают красоту морального облика положительных персонажей, например Василисы Прекрасной, Алёнушки. Положительные качества героев народных сказок, для которых характерны фантастика и обобщённость, доводятся до пределов совершенства. Их отвага, доброта, смелость выражаются в соответствующих поступках, поведении: смелые, храбрые никогда ничего не боятся, не останавливаются перед препятствиями; они всегда трудолюбивы, умеют найти способ помочь слабым.
Обобщённая характеристика героев сказки содействует тому, что их моральный облик чётко выступает перед детьми, которые способны оценить их поведение, восхищаться ими. Дети испытывают удовольствие от повторения рассказа о подвигах положительных героев, от рисования их.
Большой материал, собранный в детских садах по восприятию народных сказок, показывает, что героев с высокими моральными качествами дети представляют себе и внешне привлекательными: Алёнушку (из сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») они называют «красивой», говорят, что она «хорошо одета», хотя в тексте, прочитанном детям, нет описания её внешности или одежды.
В своих рисунках дети ярко раскрашивают платье Алёнушки, снабжают её пышным головным убором. То же наблюдалось по отношению к Василисе Прекрасной из одноимённой сказки. Даже второстепенных персонажей, действующих заодно с положительными героями, дети в своих рисунках стараются чем-нибудь украсить: собачку из сказки «Морозко» они рисуют с красным бантом, тщательно раскрашивают козлёночка, в которого превратился братец Иванушка. Этим они выражают своё положительное отношение к героям и высокую оценку их поведения [2].
Изображение литературных героев может быть связано с определённым отношением к ним. Это приводит к тому, что у ребёнка появляется желание выразить в рисунке это отношение, охарактеризовать изображаемые явления.
Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам [3].
Список литературы
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 1999. – 205 с.
2. Детство. Программа развития и воспитания детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина // Дошкольное воспитание – 2004. – № 2. – с. 36-38.