КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Шейхмагомедов М.М. 1, Абдуллабекова Д.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В чрезвычайно обширном и многообразном мире культуры каждый из ее видов играет важную роль, поскольку отвечает насущным запросам индивида, групп, общества в целом. Но несомненен тот факт, что сегодня особую социальную значимость приобретает коммуникативная культура. Коммуникативная культура выступает весьма значимым фактором среди других решающих факторов антропосоциогенеза и является необходимым звеном механизма социализации, выполняя незаменимую жизнеобеспечивающую функцию.

Ускоряющаяся эволюция человечества сопровождалась постоянным обогащением коммуникативной культуры посредством развития коммуникативных качеств и свойств личности, происходившим на основе технологий и практик, что усиливало ее воздействие на все элементы социальной системы.

Особенно впечатляющие преобразования в сфере коммуникаций происходят в наше время. Традиционные и новейшие средства связи интегрируются с компьютером и становятся центральным пунктом процесса глобализации, ведущего к формированию единого планетарного коммуникативного пространства, в котором коммуникативная культура приобретает тотальный характер, способствуя связи всех социальных субъектов в режиме реального времени.

В этих условиях коммуникативная толерантность призвана помочь человеку адаптироваться к стремительным изменениям, творчески развивать себя и свой мир.

Коммуникативная толерантность выступает как золотое правило нравственности, которое обязывает индивида поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы с ним поступали другие. Толерантность связана со всегда уместной нравственной сдержанностью и уважительностью в отношениях, опирается на общегуманистическую мягкость общественных нравов.

Такое понимание коммуникативной толерантности как общечеловеческого качества само по себе верно, но оно не специфично, не выявляет ее собственного содержания и ее особой роли в жизни современного человека и общества.

Возрастание роли коммуникативной толерантности обусловило привлечение внимания к ней представителей многих наук, благодаря чему получены ценные в теоретическом и практическом отношении результаты.

Коммуникативная толерантность – это интегральное качество личности, объединяющее знания, умения, навыки и способности в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деятельностной сфере, позволяющее устанавливать психологический контакт с партнерами по общению, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение партнеров, направлять поведение партнеров к желательному результату.

Исходя из требований современного стандарта образования, нами разработана модель развития коммуникативной толерантности старшеклассника как траектория моделирования учебно-педагогического процесса и конечную цель воспитания коммуникативной личности учащегося в образовательном пространстве школы.

Формирование коммуникативной толерантности зависит как от субъектов образования, охваченных воспитанием подрастающего поколения, которые организуют и направляют эту деятельность в процессе обучения и воспитания, так и от самих учащихся, их убежденности в необходимости такой работы. Поэтому зона формирования нами очерчена процессами саморазвития (самовоспитания), обучения и воспитания (в учебно-образовательном процессе школы). В качестве важнейшего компонента этого процесса выделено осознание проблемы и возникновение потребности в формировании коммуникативной толерантности.

В процессе исследования вопроса о формировании коммуникативной толерантности важными представляются процессуальный и субъективный подходы.

Процессуальный подход способствует выявить движущие силы, алгоритмы, средства и степени развития самопознания в качестве процесса. Качество процесса оценивается по критериям перехода личности от одной информации о себе к другой, корректировки, усложнения, расширения знаний о себе. К главным источникам такого процесса следует отнести деятельность и общение.

Деятельностно-технологическая составляющая модели формирования коммуникативной толерантности старшеклассника содержит отобранные в процессе экспериментальной работы наиболее эффективные методики и интерактивные технологии: спецкурс «Культура коммуникативной толерантности ученика», тренинг формирования коммуникативной компетентности, интерактивные методики обучения коммуникативной толерантности, технологии ролевой игры.

На основе предложенных форм, методов и средств разработано содержание процессуального подхода к формированию коммуникативной толерантности старшеклассника. Результаты коммуникативной деятельности находят своё выражение в системе сформированных знаний, умений, навыков, характеризующих культуру общения.

Эффективность формирования коммуникативной толерантности старшеклассников в процессе учебной и внеучебной деятельности в образовательной среде школы достигается в ходе формирования коммуникативной активности учащихся в процессе общения на основе практико-ориентированных интерактивных технологий и при ценностном отношении учителя к ученику, как субъекту коммуникативной культуры.

Модель формирования коммуникативной толерантности старшеклассников в образовательной среде школы выступает как педагогическая основа процесса воспитания субъективно-коммуникативной позиции, обеспечивающая соответствующий уровень сформированности коммуникативной культуры.

Содержательная часть субъектно-коммуникативного обучения предполагает развитие субъективной направленности, подразумевающей корреляцию, гармонию коммуникативной активности, как результат внутреннего потенциала личности.

Наши исследования показали, что личностно-ориентированное образование создает условия для проявления личностных качеств у учащихся, обеспечивающих развитие их коммуникативной толерантности.

Субъектный подход подразумевает согласование ориентаций, мотивов и действий ученика с требованиями учителя, но одновременно способствует реализации задач саморазвития.

Теоретическое осмысление учащимися сущности коммуникативной деятельности, критериев оценки с точки зрения соответствия эталону коммуникативной толерантности максимально достигается на уроках, где формируется система основных понятий толерантности, обеспечивается представление об общении, его функциях, законах и принципах осуществления. Использование разных интерактивных форм внеурочных занятий активизирует учащихся и предполагает естественность, непринужденность и высокую степень импровизации в поведении, основанном на положительном взаимоотношении, на взаимном приятии общающимися друг друга как равноправных партнеров.

Отсюда и проистекает стратегия толерантности, которая нацеливает на то, чтобы относиться не к принципу, а к индивидам, несущим его, и к ним относиться таким образом, чтобы принцип, даже если он для нас неприемлем, и в первую очередь тогда, когда он для нас неприемлем, не стал препятствием для взаимопонимания и сотрудничества с ними.

В процессе реализации модели формирования коммуникативной толерантности проводятся беседы по темам: «Взаимопонимание и взаимоотношение», «Культура речевого поведения учащегося», «Этикет и личность» и др., которые обеспечивали понимание и запоминание излагаемого материала, способствовали лучшему восприятию и воспроизведению информации и т.д.

На уроках рассматриваются вопросы обеспечения межпредметных связей, для чего применяются формы самостоятельной работы старшеклассников; изучение научно-педагогических, литературных, публицистических источников; подготовка докладов и сообщений, рефератов и т.д., дискуссии, обсуждение проблемных вопросов, позволяющие расширить круг знаний учащихся о различных аспектах коммуникативной толерантности.

Интерактивные формы практических заданий: алгоритмы и моделирование педагогических и социальных ситуаций, решение задач и анализ ситуаций, деловые игры и т.д., способствуют сознательному участию в общении, умению оперировать понятиями предмета коммуникативной деятельности, признаками коммуникативной ситуации, явлениями коммуникативной толерантности, также конструировать и прогнозировать коммуникативное поведение.

Одной из важнейших задач, решаемых в ходе формирования коммуникативной толерантности старшеклассников, являлось создание благоприятного психологического климата, располагающего учащихся к интенсивному общению друг с другом и учителем, что обеспечивалось диалогической формой, в которой все участвуют как равноправные участники с правом на партнерство, собственное мнение, самостоятельность в суждениях.

Предлагаемые в ходе исследования формы и методы коммуникативной деятельности запрещают учащимся брать на себя публичную роль судьи в этих вопросах. Но ее вовсе нельзя понимать как этическую нейтральность по отношению к деструкциям поведения.

Мы должны быть толерантны, потому что мы несовершенны, потому что можем ошибаться. Именно по этой причине мы нуждаемся друг в друге. Толерантность не означает и не требует согласия со взглядами других, их одобрения, она является деятельным признанием права человека на собственный путь к истине. Быть толерантным – значит понимать, что ты не обречен на истину, а другой не отлучен от нее.

Используемые коммуникативные ситуации способствовали коллективному добыванию новых знаний, развитию коммуникативных умений, формированию культуры поведения. При этом диалог и разыгрываемые сцены предоставляли возможность незаметно и ненавязчиво формировать этику поведения и общения старшеклассников, развивать вкус и понимание слова, жеста, мимики, интонации, для чего использовались ситуации и задания.

Выполняя задание, учащиеся учатся «читать по лицу», определять настроение, чувства партнера по внешним признакам, они упражняются производить на аудиторию благоприятное впечатление, используя слово, интонацию, жесты ясно и четко выражать мысли, вести диалог, для чего использовались речевые разминки, упражнения, ролевые игры и т.д.

Если тема занятия требует размышлений, всестороннего рассмотрения какой-либо проблемы, ситуации из жизненного опыта учащихся, то важно обратиться к дискуссионному методу, где партнерами становятся две группы, которые поочередно высказывают суждения по предложенному вопросу. Такая форма взаимодействия способствует формированию важных коммуникативных качеств, умений, навыков: излагать свои мысли в условиях публичности, слушать оппонентов и аргументировано обосновывать доводы, обобщать положительный опыт других и использовать его в собственной деятельности и т.д. В качестве тем дискуссий нами определены: Учитель говорит на уроке; Я будущий учитель; Патриотизм сегодня; Наша молодежь.

В ходе дискуссии старшеклассники учатся находить истину, признавая возможность, допустимость, законность различий во взглядах и принципах, которые открывают дорогу к сотрудничеству, которое в какой-то степени может проистекать благодаря этим различиям, но в решающей мере, конечно, осуществляться, несмотря на них.

Коммуникативная толерантность, по своей сути является нравственно-психологической основой диалога культур. И в то же время сам диалог культур является той реальностью современной общественной жизни, которая позволяет правильно понять суть и смысл толерантности.

Данный принцип заложен в социально-психологический тренинг, который занимает ведущую позицию в проводимом нами исследовании форм и методов формирования коммуникативной толерантности старшеклассников. Целью тренинга являлось преодоление недостатков в стиле общения и его усовершенствование через моделирование типичных реальных коммуникативных ситуаций общения. При этом коммуникативные умения, развиваемые в тренинговой группе, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, успешное овладение которыми сводит до минимума отчужденность, улучшает настроение, формирует готовность к сотрудничеству.

Коммуникативный тренинг по формированию коммуникативной толерантности у учащихся старших классов приобретает несомненную практическую действенность в качестве осознанного запрета на то, чтобы навязывать свои мировоззренческие убеждения и верования другим и не требовать этого от взглядов других. Так понятая толерантность обладает нравственной всеобщностью. Она тем самым открывает дорогу для взаимодействия, сотрудничества людей разных мировоззрений, религий, культур по тем вопросам, в тех сферах и формах, в которых они к такому взаимодействию и сотрудничеству готовы.

Тренинговый комплекс упражнений представлен в виде циклов:

  • направленных на практическое овладение элементами коммуникативной толерантности, способствующих формированию культуры общения;

  • овладения всей системой общения в заданной жизненной и образовательной ситуации как основного смысла коммуникативной толерантности.

Тренинговые упражнения, выполняемые в рамках ролевых игр, раскрепощали учащихся, придавали силу воображению, снимали смущение, застенчивость и неуверенность, которые мешали установлению толерантных отношений.

Метод написания эссе, «Я создаю ситуацию успеха»; демонстрация варианта мизансцены на одну из тем «кому-то не хватило стула», «к нам пришел новичок» т.д. способствовал установлению межпредметных связей, поскольку выполнение заданий требовало определенных знаний и умений, которые получали при изучении других дисциплин. В процессе работы старшеклассники показали умения в подготовке этюдов «Впереди опасность», «Я спокоен», «Я уверен» и игр на тему «Негативная установка учителя», что способствовало снятию психологической зажатости учащихся, проявлению индивидуального своеобразия, развитию воображения, укреплению дружеских связей между ними, установлению комфортного психологического климата в классе.

Ролевая игра способствовала интуитивному воспринятию окружающих, определению состояния другой личности, пониманию его настроения, характера. Благодаря использованию ролевых функций игровое общение позволяет адаптироваться к сложному миру вещей, создает «положительный психологический баланс» между личностью и обществом, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, способствуя выработке навыков культуры толерантного общения и поведения.

Следовательно, ролевые игры позволяют в условиях высокой активности обучающихся формировать коммуникативную компетентность, поскольку учат слушать, обрабатывать и использовать полученную информацию, воспринимать и понимать человека, его психологическое состояние и мотивы поведения. Для развития умений воспринимать, понимать другого человека и находить нужные формы общения с разными людьми целесообразно использовать ролевую игру «Мимики и жесты», в рамках которой участникам нужно мимикой, жестами, репликами показать реакцию, поведение человека в конкретной ситуации.

Игровая по форме деятельность старшеклассников в процессе обучения курса преследует и познавательные, и воспитательные цели. Умения и навыки этического поведения и воспитания усваиваются легко и непринужденно, а значит и более эффективно. Сам процесс игры для учащихся всегда интересен, доставляет удовольствие, эмоционально окрашен. В игровой обстановке, в живом общении с учителем и другими учащимися совершенствуется коммуникативная толерантность.

Следует отметить, что применение интерактивной технологии формирования коммуникативной толерантности старшеклассников обеспечивает полноценность контактов между учащимися, учащимися и учителями, приводит к снятию различного рода коммуникативных барьеров, разрешению многих проблем и конфликтных ситуаций, вызывает положительный эмоциональный настрой к учебе, желание личностно общаться между собой и с учителем и т.д.

Анализируя трудности и причины неудач, которые возникали в процессе выполнения упражнений, учащиеся глубже осознают причины возникающих в их повседневном общении конфликтных ситуаций, учатся чаще ставить себя на место другого человека, лучше понять свое поведение в различных ситуациях общения. Кроме того, выполнение упражнений помогает им глубже заглянуть в свое «я», осознать ее влияние на отношения. Многие участники пришли к выводу, что любое насилие в общении порождает защитное поведение собеседника, приводит к отчуждению партнеров.

Таким образом, коммуникативный тренинг позволил развить общие позитивные установки по отношению к окружающему миру, убеждения и ценности, существенные для адаптации к нему, для взаимодействия с окружающими людьми. Предложенные в ходе исследования формы и методы коммуникативной деятельности запрещают учащимся брать на себя публичную роль судьи в этих вопросах. Но ее вовсе нельзя понимать как этическую нейтральность по отношению к деструкциям поведения.

Мы должны быть толерантны, потому что мы несовершенны, потому что можем ошибаться. Именно по этой причине мы нуждаемся друг в друге. Толерантность не означает и не требует согласия со взглядами других, их одобрения, она является деятельным признанием права человека на собственный путь к истине. Быть толерантным - значит понимать, что ты не обречен на истину, а другой не отлучен от нее.

Список использованной литературы

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в политкультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. N 3. С. 78–83.

2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность». Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001. Вып. 1–2.3. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-методических статей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 368 с.

Просмотров работы: 462