Исследователи детского изобразительного творчества, искусствоведы Н.Б. Халезова, Н.П. Сокулина, А.П. Усова, А.А. Грибовская, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова и другие, отмечали важнейшую роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей, начиная с самого раннего возраста. Они приводят неоспоримые доводы того, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства необходимо включать в педагогический процесс в детском саду, так как живопись народных мастеров, их росписи, старинные фрески и гравюры дают детям первые яркие и незабываемые представления о Родине, приобщает к миру прекрасного испособствуют воспитанию патриотических чувств.
В характерных для различных народных промыслов узорах декоративных росписей, соблюдается соразмерность отдельных элементов, симметрия, чёткость в исполнении орнамента, соблюдается очерёдность, последовательность. Всё это дает материал для развития элементарных математических представлений, а также дляразвития чувства ритма у детей дошкольного возраста [3].
Умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, зажечь из сердца – вот главная задача педагога. Педагог должен уверить ребёнка в том, что у него есть творческие способности, что их нужно развивать, и что в итоге они будут творить красоту и радость не только для себя, но и для всех людей, которые будут любоваться на их творчество. Ведь красота всегда несёт за собой добро, радость и счастье.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, так как при рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций ребёнку необходимо умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируется чувство ритма. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма [1].
Во многих произведениях и предметах декоративно-прикладного искусства мы можем наблюдать чёткую ритмическую последовательность в оформлении, в чётком продумывании элементов узора. Принцип ритма основан на повторении элементов в пространстве. Такое повторение не только создает визуальное единство.
Ритм в искусстве - это одно из средств формообразования, основанное на повторяемости тождественных или аналогичных компонентов через равные или соизмеримые интервалы в системе художественного пространства и времени. Повторы разного типа составляют систему ритма художественного произведения. Это могут быть содержательно-смысловые компоненты, изобразительно-выразительные, тематические, сюжетные, фабульные, интонационные, графические и другие средства.
Монотонность узора, расположение одинаковых элементов через регулярные интервалы вдоль линейного прохода, является примером простого повтора. Простой повтор позволяет использовать его также для создания ритмического фона для элементов переднего плана или для выделения структурной линии, границы или окаймления.
Более сложный ритмический рисунок можно создать, зная, что элементы становятся визуально связанными при их приближении друг к другу. Такая же связь возникает, если у элементов есть общая черта.
Ритм может быть размеренным и плавным, а может быть жестким и резким. Ритмичность последовательно расположенных элементов можно усилить за счет формы отдельных элементов и окантовки ритмического узора.
В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма в художественно-эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа [2].
Чувство ритма можно развивать в любых видах деятельности. Дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности. Развитие чувства ритма в дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на последующих этапах.
У детей раннего возраста на занятиях по изобразительной деятельности чувство ритма формируется на интегрированных занятиях с помощью музыки, которая в дальнейшем приведет к формированию умений к орнаментальному творчеству.
С возрастом задачи усложняются. Дети 4-5 лет закрепляют навыки ритмичного, симметрического расположения элементов узора. В старшей группе усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется.
В подготовительной группе от составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами дети переходят к составлению ассиметричных композиций на разных формах: овал, ромб, прямоугольник, в узор включаются большое количество цветов и оттенков.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей [1].
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Список литературы
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. –М., 2012.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии для занятий с детьми 3-4 лет. – М., 2011.
Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество. – М., 2012.