ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Айдаева Д.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная Россия, несмотря на масштабность изменений в политической системе и экономических отношениях, до сих пор характеризуется многими специалистами как страна и общество «переходного типа». Не в последнюю очередь это связывают с «недооформленностью» ее политической системы, неразвитостью гражданских институтов, низким уровнем политического участия граждан.

Вместе с тем, основу экономического роста страны и ее политическую стабильность гарантирует зрелое гражданское общество. Именно ему отводится важная роль в консолидации демократии в нашей стране. Традиционно гражданское общество рассматривается как социальный демократический организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, культурных и т.д.), огражденных законодательством от регламентации их функционирования и развития со стороны государственной власти. Это сфера самовыражения интересов свободных индивидов и их ассоциаций, основанная на признанных демократических принципах, определяющих взаимоотношение государства и общества.

В России при анализе становления гражданского общества особое внимание обращается на те трудности и препятствия, которые существуют в его становлении. Но исследуются в основном количественные параметры. Это и медленные темпы формирования структур гражданского общества, это и слабая гражданская активность населения, его нежелание обращаться к различным формам гражданского давления на власть. Но не менее важен все-таки качественный аспект. Это в первую очередь те базовые ценности, которые являются основополагающими для большинства общества, а также учет массовых настроений к ним.

Одной из важнейших ценностей демократии является толерантность. Она нужна обществу как необходимое условие его развития и фактор формирования гражданского общества, ибо где нет различий, там нет демократии, а различия появляются там, где есть терпимость.

Возникновение термина толерантность некоторые ученые связывают с подписанием Нантского эдикта, которому предшествовала кровавая Варфоломеевская ночь. Протестанты и католики смогли найти компромисс между своими концессиями. Западная политическая философия сформулировала необходимость терпимости для общества, где бушевали религиозные войны 16 и 17 вв. Так Дж. Локк в «Очерках о терпимости» (1667г.) и в «Письмах о терпимости» (1685г.) писал о необходимости толерантности в условиях сильной церковной цензуры.

Хотелось бы особо отметить, что отсутствие и в истории политической мысли, и в современности единого понимания толерантности нормально. В различных национальных, исторических контекстах уместны различные формы и типы терпимости. Например, в многонациональных государствах -одна форма толерантности, в национальных государствах - другая. В Европейском союзе, объединяющем 25 стран, проблема толерантности стоит особенно остро.

В русском языке слово «толерантность» - (от лат. 1о1егап1ла - терпение) - новое и четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Если обратимся к лингвистике, то в разных языках своя трактовка этого понятия:

1о1егапсе (английский) — готовность быть терпимым, снисходительность;

1о1егапс1а (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

киап гоп§ (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

толерантность - (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Отсутствие единого толкования толерантности, однако, не мешает поиску того общего, что присуще всем в понимании этого понятия. Выделим некоторые, наиболее значимые, на наш взгляд, положения, необходимые для обеспечения толерантности в обществе. Первым и основополагающим является политический плюрализм, который невозможен без свободы слова. Сам термин «плюрализм», введенный в научный оборот в начале 18 в. немецким философом X. Вольфом, противоположен «монизму» и обязан своим появлением набиравшей в то время просвещенческой кампании по отделению церкви от государства и школы от церкви. Свобода слова - та основа, на которой формируется уважительное отношение к другим людям, обладающим такой же свободой. Свобода слова предполагает взаимный обмен мнениями, диалог, дискуссии, она диаметрально противоположна идеологическому монизму, закрытости информации. Плюрализм мнений предполагает объективное и всестороннее исследование проблемы, что позволяет уберечь от односторонности и догматизма. С позиций права, когда «разрешено все, что не запрещено законом», плюрализм мнений несовместим с открытыми призывами к разжиганию расовой и национальной розни. Свобода отстаивать свои мнения не должна выражаться в оскорбительной для других людей форме.

Граница, отделяющая диктатуру от демократии, выявляется через наличие в обществе оппозиции к власти, которая выступает камертоном, с помощью которого настраивается демократия. Существование официальной деятельности оппозиции защищает народ от деспотии власти, помогает осуществлять надлежащий общественный контроль за властью.

Толерантность к оппозиции, учет интересов, защищаемых оппозицией, помогает налаживанию механизмов защиты разнообразных социальных слоев, имеющих порой интересы диаметрально противоположные власти. Но все ли мнения следует учитывать? Если положительно ответить на поставленный вопрос, то возможно проявление в обществе расизма, ксенофобии, геноцида и других негативных последствий. Социальная практика дает немало примеров нетерпимости по религиозным, политическим и иным мотивам. Это может проявляться по-разному: через использование оскорбительной, высокомерной или пренебрежительной лексики, унижающей людей; характеристике всех представителей той или иной группы, как имеющих одинаковые свойства, как правило, отрицательные; игнорирование людей иной культуры, отказ признавать их самих или их культуру. Возможны и более агрессивные формы проявления: использование физического или численного превосходства с целью унижения или лишения собственности; физические расправы, выдворение из района проживания, вооруженные нападения и убийства, включая и геноцид.

Один из апостолов ненасилия в XX в. и один из духовных вождей индийского движения за национальную независимость, Мохандас Ганди, говорил: «Истина, конечно же, одна. Но никто не обладает монополией на истину. Достигнуть истины можно лишь в совместном движении к ней». Не в споре рождается истина, но в совместном движении к ней. Терпимость предполагает настроенность на понимание другого и диалог сдругим, признание и уважение права другого на свое мнение, а также понимание того, что истина не принадлежит кому-то одному, особенно в областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений.

В России проповедником и учителем философии ненасилия был Лев Толстой. Ему задали вопрос, как быть, когда вы видите, что злодей занес нож над безвинной жертвой — женщиной или ребенком? И Толстой отвечал в таком духе, что, мол, если медведь полез, я знаю, что медведь дело завершит и задерет человека, поэтому медведя надо убить. А когда некто, пусть вы и называете его злодеем, поднял нож, я еще не знаю, убьет он его или нет: может быть, он только устрашает. Убивать человека нельзя. Но надо сделать все, чтобы не свершилось насилие.

Особую роль занимает в системе образования школа. Именно подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, так как именно воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Какие принципы следует положить в его основу. Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Эти положения легли в основу Декларации принципов толерантности, принятых Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28 сессии 16.11.1995г., которая также объявила 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

Одним из важнейших направлений является формирование этнической толерантности. Это обусловлено возрастанием полиэтничности населения городов и сел России, увеличением миграционных потоков, ростом иностранных граждан, а также увеличением числа межкультурных контактов, в том числе и в образовательной среде. Необходимость в полиэтническом воспитании, включающем в себя приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия, овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира (еда, одежда, костюм, технологии изготовления и др.), а также внешними проявлениями культуры своего и других народов (повседневный этикет, традиционные праздники и др.) подчеркивает Е.П. Непочатых в работе «Условия и средства формирования этнической толерантности».

Заслуживает серьезного внимания, предложенный и апробированный им полиэтнически ориентированный практикум. Его содержательная часть включает следующие направления: «История кухни», «История костюма», «Культура дома». Очень важно, что наряду с изучением традиций, связанных, например, с приготовлением пищи других народов, населяющих Россию, углубленно изучается и история развития русской кухни.

Список использованной литературы

  1. Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.

2. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме /Вопросы философии, 1997, №11.

3. Монсеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.

Просмотров работы: 309