Л.С. Выготский.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Творчество есть выход за пределы сознания.
Творчество – это субъективный процесс создания нового. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач дошкольной педагогики. «Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая»
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В. Давыдов, – является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» [1]. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Подготовительный дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Дети этого возраста рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения» (Л.С. Выготский).
Рисование для ребенка – это игра. Изобразительная деятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка. Занятия рисованием развивают: память, внимание, развивать мелкую моторику, приучают ребенка анализировать, соизмерять, мечтать, проявлять настойчивость, трудолюбие, усердие. Важно развивать детскую фантазию посредством изобразительного искусства, умения видеть мир с помощью различных техник рисования, при этом важно само содержание работы и то, что хотел изобразить ребенок, как он сможет объяснить нарисованное.
Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются детьми. Они с интересом изучают различные техники изображения: рисование по мокрому листу, пером, восковыми мелками, пластилиновое рисование, техника завитка, клубочка. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации. Все дети любят рисовать, а родители и педагоги должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, а попытаться увлечь его этим видом деятельности.
Сначала обучаем детей самым простым приемам рисования, где используют карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняем более сложные работы пером, тушью, чернилами.
Дети располагают значительными потенциальными возможностями, и в процессе занятий изобразительной деятельности у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитываются аккуратность, усидчивость [2].
Занятия по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольников:
формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучаемости и воспитанности ребенка;
способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогают выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;
позволяет систематизировать знания;
способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого);
формируют общеучебные умения;
способствуют повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требуют от него владения развивающей технологией, организации учебно-воспитательного процесса, реализующий деятельностный подход к обучению.
Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Таким образом, широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Использование на занятиях разнообразных видов художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой, взрослыми, развития творческих способностей.
В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Список литературы
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2004.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 2 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2005.