ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Латифов Н.Л. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие толерантного сознания является одной из наиболее сложных по осуществлению в педагогической практике задач, так как толерантность относится к числу тех новых ценностных ориентаций, которые труднее всего усваиваются сознанием.

Сложность заключается и в том, что в поведении большинства россиян по-прежнему отмечаются такие признаки тоталитарного сознания, как нетерпимость к инакомыслию, непримиримость к своим оппонентам, дихотомизм мышления: «свой – чужой» «друг – враг», «черное – белое». Подчеркнем, что деструктивность (в это семантическое поле входят также понятия враждебности, ненависти, неприязни) выступает как высшая степень интолерантности.

Показательно, что именно взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию у молодежи.

Ряд современных исследователей проблемы толерантности выделяют несколько наиболее значимых для педагогики сущностных составляющих этого качества личности:

- этическую составляющую: в основе толерантности лежит, прежде всего, уважение к свободе другого и осознание того, что свобода не является вседозволенностью; в пограничной ситуации между свободой одного и свободой другого возникаютконфликты, рождается насилие как средство их разрешения, противостоять подобному решению конфликта могут толерантное сознание и поведение.

Этическая составляющая толерантности определяет и такое направление педагогического воздействия, как воспитание у растущего человека чувства ответственности за собственные поступки и стиль поведения, что, в свою очередь, связано с развитием навыков саморегуляции и выработки социально ответственной позиции, гражданственного отношения к окружающему миру.

Наличие высокого уровня развития толерантного сознания является, таким образом, признаком уверенности в себе, сознания надежности своих убеждений, открытости к конструктивному диалогу и отсутствия опасений не выдержать сравнения с другими точками зрения и духовной конкуренции.

Толерантность как социокультурная установка позволяет различным культурам вступать во взаимодействие друг с другом и в процессе диалога достигать взаимопонимания. В социокультурной составляющей толерантности объединяются несколько аспектов: терпимое отношение к Другим, независимо от их этнической, культурной принадлежности; терпимое отношение к взглядам, нравам, привычкам Других. В данном контексте толерантность предстает как способ достижения духовной общности в межличностном взаимодействии. Тогда как интолерантность ведет к отчуждению.

Таким образом, можно установить следующую взаимосвязь: толерантная позиция личности тесно взаимосвязана и во многом определяется уровнем культуры личности.

В данном случае можно выделить и такой аспект, как «диалог культур» - заинтересованный диалог, «начинающийся со страстного порыва к другому культурному миру»i.

Выделим тот факт, что истинная толерантность предполагает достижение единства общего и особенного в ситуации взаимодействия представителей различных культур и т.д.Особую роль в становлении и развитии толерантности играет так называемое «комплиментарное самосознание» – ощущение внутригруппового единства и противопоставление своей группы внешней «мы и они».

В теоретическом исследовании нами было выявлено, что толерантное сознание включает в себя несколько структурно взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, а именно:

перцептивный: позитивное отношение к окружающим независимо от их национальности, вероисповедания, образования, возраста, взглядов;

когнитивный: широкое и открытое к получению нового знания информационное «поле», влияющее на развитие культурного опыта и уровень осведомленности о своеобразии культурных кодов, традиций и этнических особенностей поведения;

эмоциональный: способность к эмпатии, сопереживанию, навыки объективной оценки поведенческих характеристик и психологических проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам;

коммуникативный: конвенциональные поведенческие установки по отношению к особенностям различных этносов и культур, направленные на установление доверительного паритетного общения.

В основе поведенческих стратегий личности с развитым толерантным сознанием лежит восприятие самого себя не только как са­модостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта, принятие его как основы для поиска взаимопри­емлемых решений в самых сложных ситуациях. Формирование толерантного сознания предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других народов, которые могли формироваться в течение длительного времени.

На основе обобщения исследований по структуре толерантного сознания нами сформулировано его определение: толерантное сознание представляет собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии.

Следует отметить, что наличие толерантного сознания в духовной структуре личности создает предпосылки для установления межличностных отношений, которые характеризуются открытостью, позитивным эмоциональным восприятием Другого (термин М.М. Бахтина). Одним из путей формирования толерантного сознания является духовное совершенствование личности (А.Эллис, Т.Х. Холмс и др.).

Изучение уровня толерантного сознания современной молодежи показало, что среди факторов, позитивно воздействующих на усвоение новых ценностей, центральное место занимает уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. В этой связи резко повышается роль и значение формирования особой культурно-образовательной среды, способствующей эффективному и последовательному осуществлению процесса развития толерантного сознания у учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания : культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. - С. 69-73.

  2. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. - С. 64-66.

  3. Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.

  4. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - N 2. - С. 41-43.

  5. Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.

i

Просмотров работы: 1352