Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления – теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Неоценимое значение для становления и углубления знаний о малой родине имеет использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера.
Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.
С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:
Этот путь позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании неоценима [2].
Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.
Декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о выборе своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры своего народа.
Важную роль декоративно- прикладного искусства в воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно- прикладного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, и поэтому необходимо включать их в педагогический процесс в детском саду [1].
В исследованиях таких педагогов и психологов как Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейна отмечается следующая позиция: основной путь воспитания – движение дошкольника к общим гуманистическим ценностям, через приобщение к культуре нации, выраженной в материальных и духовных ценностях. Таким образом, дошкольный период рассматривается как этап становления личности, ее социализации и приобщения к культурным истокам.
Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей старшего дошкольного возраста также отмечали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. Они отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре.
Знакомство с малой родиной это один из ключевых моментов в патриотическом воспитании будущего поколения. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс, где происходит воздействие на личность дошкольника, целью которого является воспитание патриотизма, обогащение знаний, становление нравственного поведения и потребности быть полезным обществу [2]. Почему дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма? А именно потому, что ребенок в этом возрасте проникается доверием к взрослому, он часто ему подражает, также он эмоционально отзывчив и искренен в своих суждениях и чувствах. Полученные в дошкольном периоде знания и впечатления сопровождают человека всю жизнь.
Перед педагогом стоит важная проблема при знакомстве старшего дошкольника с родным краем – открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал собранный и сохраненный народом и учеными региона помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная образовательная организация ставит перед собой цель – создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс. Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающее в привязанности к родному дому.
В настоящее время исследователи выделяют основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент ФГОСДО. Основной общеобразовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации (ДОО). В педагогике региональный компонент рассматривается как создание системы способов и форм реализации воспитательно-образовательного процесса подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре. При реализации регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям разных культур.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», и другие. Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита.
Для успешного осуществления национального направления в воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо создать привлекательную эстетически оформленную образовательную среду, которая будет направлена на духовно-нравственное становление и воспитание детей. Это могут быть не только удачно оформленная группа, стенды, а также создание музеев в помещениях и мини музеев в группе. В настоящее время при отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта [1,3].
Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.
Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности [3].
При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:
– народное искусство ускоряет становление детского творчества;
– народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;
– произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности [2].
При взаимодействии с произведениями декоративно-прикладного искусства, восприятию старших дошкольников открываются новые источники и возможности, что способствует первым эстетическим переживаниям. При анализе того или иного народного произведения детям не всегда доступен язык изображения народного умельца. С помощью педагога дети успешно решают эту задачу. Воспитатель показывает всю широту и выразительность декоративно-прикладного искусства, обладающие невероятной силой влияния на дошкольника. Знакомясь с произведениями народного декоративно-прикладного искусства определенной местности, необходимо предоставлять детям подлинные образцы, которые заключают в себе образность художественной выразительности, они должны быть воспринимаемы детьми, доступны для широкого применения в воспитательной работе со старшими дошкольниками.
Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства осуществляется через следующие виды работы:
1. Знакомство с историей появления вида декоративно-прикладного искусства.
2. Особенности декоративных образов.
3. Отличительные особенности декоративно-прикладного произведения.
4. Выделение выразительных средств [4].
При таком ознакомлении с произведениями народного творчества отдельно взятого региона учитывается уровень уже ранее усвоенного материала, также их технических умений, и на этой основе строится дальнейшее обучение дошкольников.
Нижегородская область славится такими народными художественными промыслами как: Варнавинская резьба по кости, Городецкая золотая вышивка, Городецкая роспись и резьба по дереву, ножевой промысел, Полхов-Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Новинская деревянная игрушка и др.
Все это богатейший материал для знакомства не только с особенностями и историей нижегородского промысла, но и для знакомства с регионом в целом. Изучая произведения декоративно-прикладного искусства, старшие дошкольники знакомятся с местностью, где зародился промысел, с его историей, особенностями. Воспитатель совместно с детьми рисует, лепет, составляет аппликации того или иного декоративно-прикладного произведения, что способствует лучшему закреплению представления о нем. Каждый промысел уникален и отличается друг от друга узорным исполнением, художественной обработкой материала, формой изделия. Все это дети постигают при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. Знакомство также проходит на занятиях, где применяются мультимедиа технологии (презентации, фильмы). Подключая родителей воспитанников можно организовать ярмарку с продажей готовой продукции, сделанной самими детьми. Все это может происходить в лучших традициях Нижегородской ярмарки, в виде театрализованного праздника. С детьми старшего дошкольного возраста проводят тематические праздники для родителей, где они рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края. Неоценимый вклад в получение знаний о Нижегородском регионе также вносит музей. Если нет возможности посетить музей народного промысла, то его с успехом, при помощи родителей, можно организовать в группе, в рамках знакомства с определенным видом промысла [2].
Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.
Эстетическое воспитание – это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности.
Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство.
Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Декоративно-прикладное искусство – это вид искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.
Список литературы:
Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 2005.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М. 2012.
Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 2013.
Гаранина, Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства – М.: Экспо, 2012.