РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни, где гуманистическое начало приобретает все большую значимость, возрастает необходимость в творчески развитом молодом поколении, способном понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир.

Актуальные в наши дни задачи улучшения художественного образования и эстетическое воспитания дошкольников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Современные задачи педагогов дошкольного образования во многом связаны с практической реализацией идей развивающего обучения (Л.С. Выготский). Важной научно-практической задачей является организация в педагогическом процессе оптимальных условий для становления целостной, гармонически развитой личности. В этой связи возникает потребность в психолого-педагогических разработках новых методов обучения с целью развития у детей способности к активной творческой познавательной деятельности. Один из аспектов этой проблемы – развитие зрительной памяти у старших дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности. Существенно, что развитие зрительной памяти имеет преимущественное значение для методики обучения изобразительному искусству в период дошкольного обучения. В этот период рисование выступает как естественная и необходимая для дальнейшего формирования личности ребенка форма познания и отражения действительности, при которой доминирует зрительная память. Изучение образно-мимических процессов в структуре изобразительной деятельности приобретает особую актуальность в комплексе психологических проблем, связанных с развитием художественно-творческих способностей ребенка. Таким образом, потребности дошкольной педагогики приводят к необходимости создания психологически и педагогически обоснованной методики развития зрительной памяти дошкольников в процессе обучения изобразительному искусству, то есть необходимости эффективного педагогического руководства этим процессом.

Проблема памяти традиционно изучалась в процессе учебной деятельности (П.М. Зинченко, А.А. Смирнов). Однако такой вид деятельности, как изобразительный, не был предметом анализа психологов, изучавших проблемы памяти. Исследователи изобразительной деятельности так же недостаточно уделяли внимания зрительной памяти в процессе рисования (Е.И. Игнатьев, Е.А. Флерина). Таким образом, до настоящего времени проблема памяти как одного из основных функционально-психолого-педагогических механизмов детского рисования не была предметом специального диссертационного исследования.

Вместе с тем, современные задачи эстетического воспитания, возрождения духовной культуры народов России настоятельно требует поднять уровень обучения старших дошкольников изобразительному искусству на качественно высокую ступень. Одним из путей ее оптимизации является более тесная, органичная связь результатов психолого-педагогических исследований с практикой преподавания изобразительного искусства.

Дошкольник, работая с натурой, «накапливает зрительные образы, глубоко и всесторонне познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности» [1].

Таким образом, одним из условий успешного решения задачи развития зрительной памяти у старших дошкольников является системный подход, органичное единство психолого-педагогических исследований с собственно изобразительным искусством.

Список литературы

  1. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. – М.: Полит-издат, 1980. – 255 с.

  2. Б а з а н о в а М.Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. 158 с.

Просмотров работы: 337