Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании ребёнка, – это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные ощущения, и не только они, но и слуховые, и даже осязание и обоняние. В том удовольствии, которое мы испытываем, например, любуясь красивым пейзажем, часто большое значение имеют и звуки природы – пение птиц, журчание ручья, шелест листвы, иногда запах цветов и зелени, ласкающее ощущение мягкого весеннего или летнего ветерка. Но всё же, зрительные впечатления играют особую роль в познании окружающей нас действительности, в эстетическом освоении её.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в виденном. Нужно научить ребёнка замечать красивые предметы, рассказывать о них, поощрять его к наблюдениям.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое познавательное значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей при этом часто забываются. Необходимо во время прогулки говорить ребёнку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с лёгкими, как бы тающими облаками!», «Замечал ли ты, как красиво выглядят деревья зимой, когда они в инее, лёгкие, пушистые, словно кружевные?»
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Надо раскрыть глаза ребёнку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. Пусть он наблюдает вид и окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зелёные, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, берёза весной нежно-зелёная, а летом ярко-зелёная, ели по сравнению с ней тёмные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребёнок рассматривает форму листьев разных растений во всём их разнообразии, узор и окраску крыльев разных бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие. Такие наблюдения способствуют развитию у ребёнка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса [1].
Родителям необходимо внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей аляповатых, претенциозных, безвкусных по форме и украшению (посуда, ткань, игрушки). Нужно воспитывать у ребёнка выборочное отношение к предметам и явлениям, пусть он рассуждает: «Мне это нравится больше, я бы выбрал вот это». Хорошо спросить его: «А почему тебе больше нравится эта чашка, этот цветок?»
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Даже несложные эстетические суждения, которые ребёнок слышит от взрослых, оказывают на него большое влияние.
Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но нельзя и относиться небрежно к его творчеству. Нельзя, даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобие и наивность графических образов ребёнка. Делать выводы о таланте в этом возрасте ещё рано. Но, если ребёнок увлекается рисованием, это свидетельствует о его склонности к этому занятию и надо его обязательно поощрять, учить рисованию [1].
Склонности и интересы ребёнка 6-9 лет ещё непостоянны, непрочны. Бывает, что увлечение рисованием у ребёнка сменяется с годами другими увлечениями (техникой, конструированием).
Взрослым необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. В рисунке ребёнка-дошкольника, младшего школьника многое может показаться непонятным, нелогичным, несуразным. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, ещё очень неточных, схематичных.
Особенность творчества детей – большая смелость. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков – наблюдателя и мечтателя. Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых – образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие – пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты, сказки.
Как родители могут помочь рисующему ребёнку? Много значат для поощрения ребёнка к рисованию хорошие материалы. Ребёнку нужны карандаши, краски (гуашь, акварель), рисовальная бумага, мягкие волосяные кисти (потолще и потоньше). Родители могут подсказать ребёнку сюжеты из окружающей действительности, из событий его жизни, которые можно нарисовать. Рисовать можно с натуры (предмет, который находится непосредственно перед рисующим), по наблюдению (по памяти), по воображению (как говорят дети «из головы»). Есть вид рисования – декоративное (составление узоров).
Наряду с рисованием дети любят лепить. Для лепки используются пластилин, глина, солёное тесто. Лепить можно по представлению и с натуры (сказочных персонажей, животных, птиц, плоды, грибы, овощи).
Любят дети конструировать. Для этого можно предложить использовать обрезки картона, картинки, спички, коробочки, мягкую проволоку. Такое конструирование развивает изобретательность.
Необходимо, чтобы у детей были книжки с иллюстрациями, изображающими животных, сказочных персонажей, природу, детей и взрослых.
В семье необходимо знакомить ребёнка с искусством. Репродукции картин можно найти в разных журналах и постепенно познакомить детей с произведениями И. Репина, В. Васнецова, М. Врубеля, И. Шишкина и других мастеров. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка [2].
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 320 с.: ил. – ISBN 5-7695-0888-42009.
Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе , – М.: Генезис, 2005, с 78-81.