РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В свете модернизации образования значительной проблемой является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Основу любого художественного творчества составляет художественное восприятие. Оно дает возможность человеку входить в мир художественной культуры, позволяет создавать новые художественные произведения, основанные на собственном мировоззрении. В научной литературе художественное восприятие определяется как становление в сознании личности эмоционально окрашенного образа мира, духовно-осмысленного и выраженного посредством искусства.

Наиболее успешно художественное восприятие развивается в области изобразительного искусства. Исследования показали, что развитие художественного восприятия происходит на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок дошкольного возраста максимально активен. Следовательно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития художественного восприятия. Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов, таких как Н.В. Мороз, A.A. Мелик‐Пашаев, Т.Н. Томина, Т.В. Калинина. Особенно отмечена была необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка [1, 2, 3].

Эстетическое восприятие и эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

В настоящее время отмечается возрастание роли педагога как носителя художественной культуры. Данная проблема нашла свое отражение в исследовании Н.И. Смаковской. Автор рассматривает готовность педагога к реализации художественно‐эстетического воспитания и образования как важнейшее условие в развитии художественного восприятия дошкольников. Педагогами должна пониматься важность и необходимость приобщения дошкольников к произведениям изобразительного искусства, умение владеть методикой ознакомления детей с произведениями искусства и обеспечивать благоприятные условия для решения задач художественно‐эстетического развития воспитанников. При этом особое внимание уделяется такому педагогическому условию, как организация в образовательном пространстве художественно‐эстетической среды, которая обогащена за счет интеграции образовательных областей [4].

В большинстве методик и программ подчеркивается необходимость освоения выразительности языка искусства. Поэтому, в процессе организации изобразительной деятельности детей, необходимо обращать внимание на выразительные возможности языка изобразительного искусства: варианты линии (прямая, волнистая, ломанная); варианты цвета (теплый – холодный, светлый – темный); особенности ритма (цвета, линий, пятен, штриха); особенности штриховки («прямая», «радиальная»); особенности пятна, различного по форме, массе, цвету.

Также важно знакомить детей с приемами работы художественными материалами: цветными карандашами и восковыми мелками (штриховка с изменением нажима на карандаш (мелок) и направления штриха); гуашью («растяжка», работа мазком); акварелью («растяжка», «посырому»). Положительный результат в освоении цвета как языка изобразительного искусства дает экспериментирование с красками (предложить детям самостоятельно получить новый цвет или его оттенок путем смешения красок) [5].

При организации педагогом непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать принцип постепенного освоения отдельных элементов изобразительного искусства. В процессе восприятия произведений живописи детьми необходимо способствовать осознанности их собственных переживаний как основного содержания произведения. Важно, чтобы педагог своим примером продемонстрировал эмоциональное отношение к воспринимаемой картине, что вызовет у детей эффект «эмоционального заражения» и будет способствовать активизации детского восприятия. Целесообразно подвести детей к оценке героев, изображенных на картине. Эффективно использовать беседу с вопросами проблемного характера. Вопросы позволят подвести детей к пониманию истинного лица изображенных персонажей, мотивов их поведения. Так же развитию художественного восприятия детей будут способствовать развивающие игровые упражнения «Кто есть кто?», «Придумай пейзаж», «Подбери палитру», «Где, чей контур». Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить полученные ранее знания.

Таким образом, успешность в развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:

  • готовностью педагогов дошкольного образования к развитию художественного восприятия у дошкольников;

  • обеспечением эстетической развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и в семье;

  • взаимосвязью непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством детей.

Список литературы

  1. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства / Т.В. Калинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

  2. Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности / Н.В. Мороз [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://academicon.ru

  3. Мелик‐Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования [Текст] / А.А. Мелик‐Пашаев. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

  4. Смаковская Н.И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств / Р.И. Смаковская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

  5. Томина Т.Н. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с произведениями живописи / Т.Н. Томина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Просмотров работы: 765