Художественное конструирование в детском саду, как правило, отвечает потребностям и интересам малышей. Выполненные творческие работы они используют в своих играх. При этом у педагога появляется широкая возможность нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников [3].
В процессе конструирования дети осуществляют точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать (выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение, изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладевают способами построения изображения. Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и из реальной жизни.
Занимательные задания по художественному конструированию включают в себя три основных проблемы:
1. Развитие познавательных и творческих способностей, что достигается решением заданий на развитие восприятия, мышления и воображения дошкольника;
2. Развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладения «языком» изобразительной деятельности. Дети учатся подбирать и активно использовать изобразительные средства: линия, форма, размер, цвет, положение в пространстве; построение разнообразных композиций;
3. Развитие конструктивных способностей детей.
Для решения этих проблем необходимо ознакомить детей с функциональным назначением конструкторского материала. Сначала дети экспериментируют по своему желанию; затем даются задания «Что-то достроить…». Затем необходима совместная конструктивная деятельность. Этот этап направлен на развитие воображения и обучения детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные). Сначала в двух позициях (средняя группа, а затем уже с трех пространственных позиций (старший возраст). После совместной конструктивной деятельности наступает этап реализации опыта конструирования различных изображений разной степени трудности. Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов и, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности. Заканчивается все переходом от конструирования предметных образов к воссозданию сюжетной композиции – по мотивам знакомых сказок, по собственному замыслу [2].
Таким образом, ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать свой замысел, контролировать его осуществление [3].
Изученные детьми основы художественного конструирования, наряду с приобретением технических навыков, позволяют усилить умение анализа окружающих предметов, сформировать обобщенные представления о создаваемом объекте, а также развить художественный вкус и самостоятельное мышление.
Список литературы
Галямова Э.М. Развитие творческой активности младших школьников
в процессе художественного конструирования. – М., 2004. – 173 с.
Активизация творческой деятельности детей младшего школьного
возраста (сб. статей). – Свердловск, 1983.
Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение «Владос»,1994.