Таблица 1
Учреждения здравоохранения Республики Дагестан
№пп |
Наименование учреждения |
Кол-во |
1 |
Государственные медицинские организации и обособленные структурные подразделения |
1474 |
2 |
Больничные учреждения |
90 |
3 |
Диспансеры |
13 |
4 |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
42 |
5 |
Станции скорой помощи |
6 |
6 |
Станции переливания крови |
3 |
7 |
Дома ребенка |
2 |
8 |
Санаторно-курортные учреждения |
5 |
9 |
Стоматологические поликлиники |
5 |
10 |
Учреждения особого типа |
8 |
11 |
Участковые больницы |
116 |
12 |
ФАП, ФП |
1015 |
13 |
Врачебные амбулатории |
169 |
14 |
Федеральные учреждения |
2 |
15 |
Медицинские организации частной собственности, из которых 71 работает в системе ОМС |
391 |
Итого |
3341 |
Источник: Составлена автором по данным сайта Минздрава РД. http://www.mzrd.ru/
Одной из важных задач системы здравоохранения является перевод всей информационной работы на компьютерную основу. Настоящее исследование посвящено оценке современного состояния и проблем, связанных с информатизацией в системе здравоохранения Республики Дагестан, а также путей решения этих проблем.
Началом работы по внедрению информационных технологий можно считать принятие Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2013 годы в части внедрения современных информационных систем. Этой Программой было предусмотрено, в частности, приступить к созданию единого информационного пространства, информационно-технической базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечения персонифицированного учета и др. Запланировано было также создать 3194 автоматизированных рабочих мест врачей (АРМ-врача).
В настоящее время в реализации мероприятий Программы (ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде) участвуют 138 медицинских учреждений [4; 5].
Создана единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) Республики Дагестан, на базе которой внедряются следующие э-услуги: ведение нормативно-справочной информации; единая электронная регистратура региона; медицинские информационные системы («Поликлиника», «Стационар», «Аптека стационара»); электронная медицинская карта региона; центральный архив медицинских изображений; администрирование Системы; ситуационный центр; сервисы интеграции (с Федеральным фрагментом ЕГИСЗ, с Порталом государственных услуг и с ТФОМС).
По данным Минздрава РД во всех учреждениях построены локальные вычислительные сети, создана корпоративная сеть на базе высокоскоростных защищенных каналов связи. Работе в медицинской информационной системе обучено более 3 тыс. медиков. Создано 347 инфоматов, обеспечивающие возможности электронной записи к врачу [4; 5].
К Федеральному сервису подключены 97 учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (www.gosuslugi.ru).
В 65 учреждениях здравоохранения установлено оборудование для организации телемедицинских центров и абонентских пунктов, из которых 11 - обеспечивают проведение сеансов видео-конференц-связи из операционных, а 54 являются абонентскими пунктами.
Вместе с тем имеются и проблемы. Одной из таких проблем является, по мнению ИТ-специалистов системы здравоохранения, отсутствие лечебно-профилактического учреждения (ИТ- ЛПУ). Специалисты считают, что даже при делегировании внешней специализированной компании решения вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем, как минимум один специалист должен находиться в ЛПУ, поскольку ситуации для его вмешательства постоянно возникают.
В Минздраве считают также, что следует: а) иметь специальные службы информационных технологий, отвечающей за внедрение и сопровождение информационных систем в ЛПУ республики; б) в высших и средних медицинских образовательных учреждениях повысить внимание вопросам обучения использование средств и методов информационных технологий.
В таблице 2 приведены данные о количестве персональных компьютеров, имеющихся в Министерстве здравоохранения РД по данным за 2012 – 2015 гг. [1; 4; 5].
Таблица 2
Количество персональных компьютеров в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан по данным за 2012-2015 гг. (на конец отчетного года), единиц
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество персональных компьютеров |
28 |
30 |
34 |
36 |
из них поступило в отчетном году |
14 |
27 |
||
Количество персональных компьютеров, имеющих доступ к глобальным информационным сетям |
14 |
27 |
20 |
20 |
в т. ч. к Интернету |
14 |
27 |
20 |
20 |
Число ноутбуков и других портативных персональных компьютеров |
2 |
2 |
4 |
2 |
Как видно из этой таблицы, общее количество ПК в 2015 г. составило 36 единиц. Они приобретены в основном в 2012 и 2013 гг. Большинство из них (20 единиц) подключены к Интернету.
В таблице 3 приведены данные об используемых специализированных программных средствах медицинского назначения и видах работ, для выполнения которых они применяются.
Таблица 3
Наличие специальных программных средств в системе Минздрава РД
(на конец отчетного года)
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
Для научных исследований |
- |
- |
- |
- |
2 |
Для проектирования |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
Для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами |
- |
- |
- |
- |
4 |
Для решения организационных, управленческих и экономических задач |
- |
+ |
- |
- |
5 |
Для управления закупками товаров (работ, услуг) |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
Для управления продажами товаров (работ, услуг) |
- |
+ |
+ |
- |
7 |
Для осуществления финансовых расчетов в электронном виде |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
Для предоставления доступа к базам данных Вашей организации через глобальные информационные сети, включая Интернет |
- |
- |
- |
- |
9 |
Электронные справочно-правовые системы |
- |
+ |
- |
- |
10 |
CRM-системы |
- |
- |
+ |
- |
11 |
ERP-системы |
- |
+ |
- |
- |
12 |
SCM-системы |
+ |
- |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 3
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
13 |
Редакционно-издательские системы |
- |
- |
- |
- |
14 |
Обучающие программы |
+ |
- |
- |
- |
15 |
Технологии автоматической идентификации объектов (RFID), позволяющие посредством радиосигналов считывать или записывать данные, хранящиеся в RFID-метках |
- |
- |
- |
- |
16 |
Системы электронного документооборота |
- |
+ |
+ |
+ |
17 |
прочие |
+ |
+ |
+ |
- |
Как видно из таблицы 3, пока специальные программные средства используются в небольшом наборе функций: в четырех-пяти из 17-ти, в т.ч. системы электронного документооборота.
Об уровне внедрения информационных технологий можно судить, в первую очередь, по затратам средств на информатизацию. Такие ИТ-затраты в настоящее время учитываются в специальной форме годовой отчетности, утвержденной приказом Росстата, которая называется формой №3-Информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах». Это - объемистый документ, содержащий практически достаточную информацию для оценки уровня информатизации объекта. Форма №3-Информ представляет собой 10-ти страничный отчетный документ, который включает два раздела, семь подразделов или функции.
В таблице 4 приведены объемы затрат на информатизацию в Минздраве РД по их видам по данным форм №3-Информ за 2012-2015 гг.
Таблица 4
Объем затрат на информационные и коммуникационные технологии
в Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, тыс. руб.
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Затраты на информационные и коммуникационные технологии – всего |
27,0 |
35,0 |
37,0 |
39,2 |
в том числе: на приобретение вычислительной техники и оргтехники |
||||
на приобретение телекоммуникационного оборудования |
||||
на приобретение программного обеспечения |
||||
на оплату услуг электросвязи |
24,6 |
33,0 |
35,0 |
37,2 |
из них на оплату доступа к Интернету |
19,2 |
21,0 |
20,0 |
22,0 |
Как видно из таблицы 4, за четыре года (2012-2015 гг.) все ИТ-затраты составили 140 тыс. руб. или в среднем 35 тыс. руб. в год. Большая часть этих затрат приходится на оплату услуг электронной связи (за 4 года 130 тыс. руб. или 93%) в т. ч. на оплату доступа вк Интернету 52 тыс. руб. Из таблицы видно, что нет ИТ-затрат по большинству их видов, предусмотренных формой №3-Информ.
Внедрение информационных технологий невозможно без обучения практически всех работников аппарата управления, как рядовых, так и руководящих. В Министерстве здравоохранения РД в 2012 г. численность работников среднесписочного состава составила 41 чел., а в 2015 г. – 82 чел., т. е. за три года удвоилась. Из них 19 чел. являются специалистами по информационным коммуникационным технологиям. Численность работников использующих персональные компьютеры не реже 1 раза в неделю, составляет 55 тыс. чел., т.е. 70 % всех работников.
Как считают ученые и специалисты: во-первых, система здравоохранения должна быть самой высоко информатизированной сферой из всех сфер человеческой деятельности; во-вторых, более двух треть всех функций информационных систем и технологий должны быть направлены на обеспечение здоровья и здравого образа жизни населения. С точки зрения решения этих двух крупномасштабных задач достигнутый уровень информатизации в системе Минздрава РД следует признать крайне низким.
Литература
1. Единый сервер электронной почты органов власти РД - mail.e-dag.ru. http://www.mksrd.ru/mail
2. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86005/
3. От электронного правительства к электронному государству. http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/01/
4. Портал государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан. http://www.mksrd.ru/portal-gov-municipal-services-rd
5. Сайт Министерства здравоохранения РД. http://www.mzrd.ru/
6. Филенко Е.Н. Электронное взаимодействие и электронный документооборот – ключевые элементы создания электронного правительства в России // Делопроизводство, №3, 2013, с. 53-58.