СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Гаджимагомедов Д.С., Адамадзиев К.Р.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время много внимания уделяется качеству услуг предоставляемых гражданам органами государственного и муниципального управления. Одним из инструментов повышения качества услуг и управления экономикой является их перевод на компьютерную основу. Для электронизации управления и оказания государственных и муниципальных услуг было принято множество нормативно-правовых документов.

Благодаря информационным технологиям и Интернет возросло потребление информационных технологий в обществе, а также появилась возможность избавиться от бумажных технологий.

В настоящее время Россия, как и другие страны, разрабатывает и внедряет программы, способствующие совершенствованию государственного управления на базе применения информационных технологий, получивших название э-правительство и государственные э-услуги.

Началом формирования информационного общества и создание электронного правительства в стране можно считать 2002 г., когда была принята ФЦП «Электронная Россия». Под информационным обществом понимается общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека [9].

Составной частью информационного общества является электронное правительство, представляющее собой систему государственного управления, использующая электронные средства обработки, передачи и распространения информации, при правильной реализации является мощным инструментом повышения качества государственного управления. Повышение качества государственного управления определяется такими показателями как снижение временных, организационных, денежных затрат на получение услуги, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти при исполнении государственных полномочий, сокращение бюджетных расходов на деятельность органов государственной и муниципальной власти и так далее [9].

В модели электронного правительства можно выделить ряд сфер взаимоотношений: между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen); между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business); между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government); между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employeгs) [10] и др.

Электронное правительство реализуется через электронные услуги, под которыми понимаются удовлетворение информационных потребностей населения в виде компьютерной или электронной формы предоставления. Электронная услуга связана с предоставлением электронного документа и, как правило, возможности его перевода в бумажную форму.

В процессе создания э-правительства и э-услуг сталкиваются с рядом проблем.

По мнению ученых и специалистов одной из острых проблем является обман и подмена данных. Возможным решением проблемы является передача управления информационными ресурсами в незаинтересованные частные руки, либо осуществление контроля над деятельностью электронного правительства при помощи частных сил [9].

Центром технологий электронного правительства НИУ ИТМО с 2011 года ведутся исследования с целью выявления проблем развития электронного правительства в России и возможных путей их преодоления. В частности, этим Центром проведен экспертный опрос, в ходе которого по специализированной анкете были опрошены около 70 экспертов из числа сотрудников органов власти, занимающихся развитием электронного правительства, экспертов IT-компаний, сотрудничающих с госсектором, представителей научно-образовательных и др. организаций [6; 10].

Эксперты выделили ряд проблем развития электронного правительства и назвали некоторые из путей их решения [6; 8].

Первая из проблем - для целей ставятся недостижимые сроки (1 место в перечне проблем). Путями решения этой проблемы являются применение проектного подхода; привлечение признанных специалистов по ИТ на работу в госсекторе; организация двустороннего взаимодействия с муниципальным уровнем (сверху вниз и наоборот); привязка задач к бюджетному планированию;

Вторая проблема - практика реализации электронного правительства не соответствует стандартам разработки больших информационных систем. Рекомендуются следующие пути решения этой проблемы: проведение единой скоординированной внятной и непротиворечивой госполитики с четко выстроенной вертикально интегрированной системой контроля исполнения; привлечение профессионалов в области разработки и внедрения больших ИС; учет зарубежного положительного опыта; публикация стандартов разработки систем электронного правительства на основе апробированных технологий крупных корпоративных ИС;

Третья из проблем - несогласованность процесса внесения изменений в нормативно-правовую базу. Эту проблему можно решить путем: увеличения сроков выполнения задач на региональном уровне; создания единого выделенного органа по развитию ИТ в России с возможностью привлечения специалистов.

Четвертой проблемой называют наличие несовместимой информации в разнородных ИС. В качестве путей решения этой проблемы называют: введение стандартов и единых правил по подготовке и обработке информации; развитие интерфейсов взаимодействия, а не унификация всех систем под одного производителя.

Еще одной из проблем - поставленные руководством цели не достигаются. Эту проблему можно решить за счет: организации реального поэтапного планирования деятельности в данной сфере с участием представителей органов власти, деятелей науки и производителей; обеспечения контроля в ходе реализации плана работ и привлечение к ответственности за его не выполнение; введения каскадной системы работы; участия руководителей, курирующих информатизацию на муниципальном уровне в федеральных мероприятиях, изучения опыта муниципалитетов, обучения управленцев, курирующих информатизацию до уровня Муниципалитетов.

Участники опроса считают целесообразным создание федеральных, региональных и муниципальных экспертных сообществ для проработки документов, проведения регулярных форумов, формирования и публикации своих рекомендаций [9].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020)», одной из задач которой является повышение эффективности государственного управления и развитие института электронного правительства: развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; повышение открытости деятельности органов государственной власти; определение приоритетной сферы государственного управления для развития электронных сервисов (здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и наука, культура и спорт).

В 2014 г. принята государственная программа «Информационное общество РД», на 2014-2018 гг., включающая две подпрограммы: «Информационное обеспечение и сопровождение» и «Информационный регион».

Первая подпрограмма должна улучшить обратную связь с населением и усовершенствовать методы его информирования. Достичь это предполагается с помощью увеличения публикаций о деятельности властей.

Вторая подпрограмма посвящена созданию самого информационного общества и включает в себя создание мультисервисной сети органов исполнительной власти, развитие единой системы документооборота, формирование и ведение электронных дел населения, увеличение выпуска универсальных электронных карт и другие мероприятия.

Значимыми результатами программы должны стать [6; 7]:

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- снижение стоимости обеспечения государственного управления;

- сокращение дефицита квалифицированных пользователей информационных технологий;

- обеспечение обучения работников навыкам использования информационных технологий;

- повышение уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

Литература

1. Единый сервер электронной почты органов власти РД - mail.e-dag.ru. http://www.mksrd.ru/mail

2. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86005/

3. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. http://www.mksrd.ru/it/mfc

4. Об электронной подписи: Федеральный закон от 7 апреля 2011 № 63-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148793/.

5. От электронного правительства к электронному государству. http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/01/

6. Портал государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан. http://www.mksrd.ru/portal-gov-municipal-services-rd

7. Сайт Министерства здравоохранения РД. http://www.mzrd.ru/

8. Сущность электронного правительства, принципы и методы его организации. http://e-govs.ru/%D1...

9. Филенко Е.Н. Электронное взаимодействие и электронный документооборот – ключевые элементы создания электронного правительства в России // Делопроизводство, №3, 2013, с. 53-58.

Просмотров работы: 255