НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Садвакасова Д.Н. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Долгосрочная стратегия «Казахстан-2050» и планы ее развития, направленные на модернизацию социально-экономической системы, должна строиться с учетом имеющегося потенциала регионов страны. Поэтому нами вводится понятие «социально-экономический потенциал модернизации», включающее не только совокупность ресурсов, но и качественные характеристики самих региональных систем. При этом социально-экономическая модернизация представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений, охватывающих промышленную политику, развитие научно-технического и инновационного потенциала, совершенствование социальной инфраструктуры.

При модернизации экономического развития территорий регионов наиболее остро выступают следующие вопросы: что имеет первоочередную значимость — ускорение темпов экономического роста или сдерживание инфляции; с какой модернизации начинать — институциональной (улучшение институтов) или технологической (стимулирование экономического роста); на какой спрос ориентироваться — внутренний или внешний?

Характерной особенностью рассматриваемых вариантов является недостаточный учет пространственного фактора, формируемого широкой совокупностью территориальных особенностей страны, тогда как долгосрочные стратегии должны основываться на имеющемся потенциале регионов.

Модернизация национальных экономик может осуществляться как при использовании собственных ресурсов государства и частного бизнеса (креативный тип), так и путем привлечения внешних инвестиций, новых знаний, разработок и технологий (адаптивный тип). Нам представляется, что для казахстанских регионов характерна модернизация смешанного типа, с органичным использованием передовых зарубежных достижений и возможностей собственного научно-инновационного потенциала. Выбор конкретного типа модернизации для той или иной территории должен исходить из подробного анализа состояния социально-экономического потенциала региона и охватывать такие аспекты, как производственная база, уровень развития технологий, уровень профессиональной компетенции различных категорий трудовых ресурсов, имеющийся научно-технический потенциал, финансовые возможности территорий и т.д.

По нашему мнению, в основе концепции управления социально-экономическим потенциалом модернизации должны лежать следующие принципы:потенциал является динамической характеристикой и обнаруживается только в процессе его использования;

использование потенциала социально-экономической системы должно сопровождаться постоянным его приростом;

процессы использования и наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга.

Исходя из проведенного социально-экономического анализа мы выявили довольно низкую готовность большинства регионов Казахстана к осуществлению модернизационных преобразований. Основными причинами такого положения являются:

недостаточно высокий уровень ВРП на душу населения в большинстве регионов РК; существенный износ основных фондов в целом по Казахстану, а также значительная дифференциация регионов Казахстана по фондовооруженности;низкий уровень инвестиций в основной капитал;

недостаточное финансовое обеспечение науки и научных разработок, низкая степень инновационной активности, что является причиной низкой наукоемкости производства;

неравномерность расселения трудовых ресурсов, создающая трудоизбыточные и трудодефи-цитные регионы;

низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни, старение населения; высокий уровень социально-экономической дифференциации населения.

При проведении социально-экономической модернизации страны целесообразны устранение недостатков существующей государственной региональной политики и совершенствование методического инструментария управления социально-экономическим развитием регионов.

Исследование динамики развития отраслей на республиканском уровне показывает их значимость для формирования показателей развития производственной и социальной сфер регионов, так как достижение общеказахстанских макроэкономических индикаторов на стратегическую перспективу будет складываться в результате функционирования региональных социально-экономических систем страны.

В связи с этим представляется оправданным повышение в системе регионального управления роли межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Таможенного союза.

Задачи модернизации экономики.

В рамках проведения модернизации экономики регионов необходимо решить ряд задач, наиболее важными из которых, с точки зрения стратегии модернизации, являются:

реализация крупных целевых проектов и программ; мобилизация и рациональное использование финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов;

развитие межрегиональной интеграции производства, формирование повышающих рыночную маневренность и устойчивость систем корпоративных производственно-коммерческих объединений (корпораций, концернов, ассоциаций и т.д.), научно-производственных комплексов, тесно связанных с малым бизнесом, крупных и диверсифицированных территориально-хозяйственных комплексов и региональных (зональных) рынков со значительными товарными ресурсами и рыночной инфраструктурой;

определение региональных и отраслевых приоритетов структурной перестройки, инвестиционной активности, организация системы государственной поддержки слаборазвитых регионов; налаживание рациональных и устойчивых народнохозяйственных пропорций и связей, способствующих стабильности единого национального экономического пространства.

Эта система включает в себя стратегический, тактический и оперативный уровни планирования и опирается на регулярный мониторинг, последовательность которого представлена на рисунке 4. При этом представляется целесообразным объединить процесс разработки среднесрочных и краткосрочных планов (программ), т.е. создать систему непрерывного планирования, органично сочетающую элементы тактического и оперативного планирования.

Важнейшим условием социально-экономической модернизации регионов является реализация модели управления региональной инновационной системой, учитывающей особенности современного состояния экономики казахстанских регионов, слабую координацию в них процесса генерации инновационных идей и опыта их продвижения.

Успешное проведение модернизации невозможно без повышения качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, требует изменения существующих принципов, направлений и механизмов реализации социальной политики в регионах. В данном случае степень успешности модернизации напрямую зависит от уровня развития социальной среды, ее восприимчивости к процессам совершенствования существующих или внедрения новых технологий, продуктов и услуг, реализации новых принципов организации экономической жизни, новых моделей и механизмов управления и т.д.

При этом проблемы развития человеческого потенциала имеют глобальный характер. Большинство развитых стран вынуждены перестраивать свои социальные системы, отвечая на современные вызовы: старение населения и возрастание социальной нагрузки на трудоспособную часть граждан, рост численности городского населения, изменение ценностных ориентаций основных социальных групп.

В связи с этим:

1. Социально-экономическая модернизация представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений, включающих в себя систему национальных интересов, целей и приоритетов общественного развития, проблемы преобразования казахстанской экономики, ее институционального устройства и содержания социально-экономической политики. Она выступает сложным ресурсоемким процессом, реализуемым на основе сочетаниятеории, методологии и практики стратегического планирования, теорий, концепций и методов государственного и регионального управления экономикой.

2. Осуществление модернизации без досконального учета социально-территориальных особенностей страны может привести к неравномерному распределению «модернизационных эффектов», что обусловит еще большие по сравнению с уже существующими диспропорции в развитии территорий, и к дальнейшей неоднородности социального и экономического пространства страны.

Управление процессом социально-экономической модернизации регионов обеспечивается путем формирования многоуровневой системы планирования, включающей в себя стратегический, тактический и оперативный его виды и опирающейся на регулярно проводимый мониторинг.

Список использованной литературы

  1. Стратегия «Казахстан 2050»akorda.kz

  2. Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года akorda.kz

  3. Акаев А.А. О стратегии инновационно-модернизационного развития российской экономики / А.А.Акаев, И.Е.Ануфриев, Д.И.Кузнецов // Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - С. 178-209.

  4. Мыслякова Ю.Г. Особенности становления региональной социально ответственной институциональной политики / Ю.Г.Мыслякова, С.Б.Бронштейн // Экономика региона. — 2011. — № 1. — C. 130-136.

  5. Официальный сайт Акционерное общество «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» kzppp.kz

Просмотров работы: 158