ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Гумерова А.И. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации за последние 25 лет принято и реализуется большое количество нормативно-правовых актов. К их числу можно отнести акты федерального уровня (Семейный кодекс РФ), а также законы, которые регламентируют разные направления деятельности по защите прав детей (ФЗ «Об основах системы правонарушений несовершеннолетних», ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.), законодательные акты субъектов РФ (Закон Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»), множество подзаконных актов. Также международные акты, которые были ратифицированы Россией - Конвенция о правах ребенка. Несовершеннолетние являются высшей ценностью каждого государства.

Российская Федерация обладает разветвленной структурой органов, которые имеют право контролировать различные аспекты соблюдения прав ребенка (как ведомственных – органы образования, здравоохранения и иные, так и надведомственных – органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт уполномоченного по правам человека). А также совместно с органами власти, в компетенции которых вопросы обеспечения защиты прав детей, активно ведут работу по данному направлению и неправительственные организации.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы отмечается, что эффективность механизмов, которые имеются на сегодняшний день для обеспечения и защиты прав и интересов детей, недостаточна. В Стратегии, в качестве одного из направлений улучшения механизма обеспечения и защиты прав несовершеннолетних детей, выделяется формирование законодательной базы. [2]

В Российской Федерации действует Закон об опеке и попечительстве, но стоит заметить, что четкости и системности в механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей он не внес. Как пишет А. Е. Тарасова, многие положения Закона об опеке и попечительстве дублируют нормы Гражданского, Жилищного, Семейного кодексов или вступают с ними в противоречие либо конкурируют между собой. Не устанавливается сама целостная система органов опеки и попечительства, увязывающая все юридические и фактические действия в сфере обеспечения и защиты прав подопечных граждан с учетом комплексности отношений, урегулированных ГК РФ, СК РФ, ЖК РФ, и многообразия форм устройства несовершеннолетних детей [8, с. 21]

Для того, чтобы укрепить позиции российских общественных объединений по основным проблемам детства, а также оказать правовую, методическую, информационную и другую помощь данным организациям был организован Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество – детям России», который действует на основании принятого Устава, который утвердили на учредительной конференции 27 апреля 2002 г. [3].

Важным условием обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является постоянное взаимодействие государственных органов власти и общественных объединений.

Следует отметить, что особую роль в системе органов обеспечения защиты прав несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной задачей, стоящей перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав является осуществление в пределах своей компетенции мер по защите и нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних во всех областях жизнедеятельности, а также предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий, координирование деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательная база их деятельности достаточно полно сформирована. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [1] создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подводя итог следует отметить, что с учетом опыта работы социальных институтов по защите прав несовершеннолетних, которые существуют в Российской Федерации, необходимо уделить внимание не только созданию новых институтов по обеспечению защиты прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Таким образом, неоспорима необходимость создания эффективной системы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, которая будет отвечать современной социальной, культурной, экономической ситуации. Для достижения этой цели, требуются последовательные шаги, введения и распространения современных эффективных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.

Литература

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Электронный ресурс] ИПП: «ГАРАНТ». URL:http://base.garant.ru/12116087/ Дата обращения: 11.03.2017.

  2. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. ‒ 2014. ‒ № 8 (212). ‒ С. 5‒15.

  3. Яковлева Н.Г. Совершенствование законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних/ Законы России: опыт, анализ, практика. — 2013. — №7. — С. 94–100.

© Гумерова А.И., 2017

Просмотров работы: 331