Неэффективность проявляется, прежде всего, в том, что требования современного общества к выпускникам профессиональных учебных заведений превышают результаты образования, т.е. система образования не выдает результат, который был бы значим и за ее пределами.
Основным и более эффективным способом решения данной проблемы признан переход системы образования к компетентностному подходу.
Однако, не смотря на многочисленные теоретические исследования, указывающие на преимущества данного подхода, практика, в частности, и автора данной статьи, показывает, что существует ряд проблем в системе как общего, так и профессионального образования всех уровней, которые существенно влияют на возможности реализации компетентностного подхода. Среди них можно выделить:
- проблема государственного стандарта, частая смена его требований и возможности их реализации в имеющихся условиях образовательных учреждений;
- проблема готовности преподавателей к реализации компетентностного подхода, традиционность их представлений о профессионально-педагогической деятельности;
- проблема учебников и методических пособий, с позиции возможности их адаптации к своевременным условиям;
- проблема единства применяемых систем оценки знаний, эффективности и правильности реализации бально-рейтинговой системы;
- проблема рациональности распределения учебной нагрузки и др.
Все эти проблемы довольно ощутимы в педагогической практике.
Анализ деятельности различных профессиональных учебных заведений уже реализующих компетентностный подход ни один год, или все еще находящихся на стадии перехода к нему, указывает на причины возникновения всех вышеизложенных проблем. Таковыми являются: недостаточное понимание сущности компетентностного подхода многими педагогами; недостаточная освоенность и качественность применения в практической деятельности технологии разработки учебно-методической документации; нерациональное распределение времени между аудиторными занятиями, производственной практикой и самостоятельной работой; неопределенность уровня усвоения тех или иных знаний или его неправильное определение; не всегда грамотное выделение объема основных знаний и умений; некорректность тестов для оценки знаний и умений.
Авторы данной статьи не берут на себя ответственность указывать на пути решения столь серьезных проблем, однако считает возможным выделить наиболее необходимым и первоочередным - совершенствование профессионально-педагогического уровня преподавательских кадров. Достичь этого можно посредством обучения в институтах повышения квалификации, стажировки, участия в МО, работе семинаров и конференций, участия в педагогических чтениях, организации и проведении мастер классов, изучения педагогического опыта в других образовательных учреждениях и самосовершенствования.
Необходимо, также четко определить от чего и к чему мы переходим, в чем разница между традиционными методами, которыми мы привыкли работать и методами которые нам предлагает компетентностный подход, сформировать четкое представление о результате образования который требует современный уровень развития общества.
И наконец, хотим согласиться с Бермусом А.Г., который говорит о том, что было бы немало значимым создание, в каждой локальной системе образования, Совета качества, в компетенцию которого входило бы не только регулярное обсуждение компетентностного подхода, но и более широкой проблематики, связанной с качеством образования и способами его оптимизации.
В заключение, хотелось бы отметить, что России уже пора поменять национальный принцип «На ошибках учатся» - на - «Пора научиться не ошибаться».