ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ КАЗАХСТАНА

Нуретдинова С.Р. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система методов управления.

Во всем процессе управления производством исключительную роль играет система методов, с помощью которой осуществляется конкрет­ное социально-экономическое развитие республики и реализация целей рыночной экономики. Переход к рыночной экономике ведет к корен­ному изменению содержания и характера методов управления произ­водством. Социально-экономический строй Республики Казахстан име­ет присущий ему экономический механизм, свои определенные формы хозяйственных отношений, которые основываются на политическом и экономическом суверенитете.

Методы управления различаются с точки зрения их направленности (на что тот или иной метод воздействует), т.е. они должны иметь мотивационную характеристику. Это особенно важно знать менеджерам. Все методы управления в конечном счете адресованы людям, вовлечен­ным в рыночное производство и в органы управления. Поэтому базой для выделения тех или иных групп методов управления служит харак­теристика тех мотивов, которыми руководствуются менеджеры. Одну из них составляют методы, воздействующие на материальный интерес производителей товаров. Эту группу методов называют методами мате­риальной мотивации. Кроме них имеется группа методов социальной мотивации (человеческий фактор, моральные и социальные интересы и методы принудительной мотивации (административные воздействия).

Управление имеет дело с совокупностью методов, применяемых в соответствии с уровнем, масштабом и характером управляемого объев та. В структуре экономики Казахстана можно выделить макро-, мезо- микроструктурное построение. Микроуровеньобычно охватывает различные виды структур первичного звена общественного производства образующих его подразделений. Кстати, надо подчеркнуть, что этот уровень является главным объектом менеджмента, поскольку он представляет материальную основу жизни общества. На мезоуровне рас­сматривают структуру крупных отраслевых и территориальных формирований производства, что собственно представляет собой объект рационального менеджмента. При макроуровневом анализе изучаю структуру всего народного хозяйства, включая такие ее виды, как нос производственная, территориальная, организационная и т.д.

Важнейшим принципом рыночной экономики является свобода предпринимательства в сферах производства и товарного обращения. В этих условиях и регулирование деятельности товаропроизводителей, также других субъектов рынка осуществляется преимущественно с помощью экономических методов: налогов, таможенных сборов, банковского процента, заработной платы, валютного курса, фиксировании цен и т.д. При этом целостная система экономических методов выполняет в условиях рыночной экономики следующие функции:

- регулирующую;

- балансирующую;

- распределительную;

- стимулирующую.

С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инве­стиций, занятость, структуры экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике.

2. Индикативное планирование социально-экономическим развитием РК.

Индикативное планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.

Индикативный план обосновывает направления и методы реализации государственной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики при соблюдении прав и интересов регионов, предприятий и всех граждан республики,

Индикативный план разрабатывается в целом по республике, министерствам, ведомствам, национальным компаниям в разрезе отраслей народного хозяйства и форм собственности. Планы названных структур управления должны содержать информацию в разрезе отраслей народного хозяйства, областей и крупных городов.

Система индикативных планов включает стратегический (долгосрочный), среднесрочный (основной) и текущий (годовой) планы.

Стратегический план разрабатывается на 10-15 лет и определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики респуб­лики, этапы достижений и необходимые изменения в социально- экономической политике.

Среднесрочный план (до 5 лет) определяет социально-экономическую политику и систему регуляторов, направленных на реализацию долгосрочных целей и задач на соответствующем этапе развития обеспечивает конкретизацию параметров, заложенных в стратеги­ческом плане и отражает в количественном выражении комплекс ме­роприятий в экономике и социальной сфере.

Текущий (годовой) план направлен на достижение текущей макроэкономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической поли­тики и с учетом хозяйственной ситуации.

Стратегический план включает следующие разделы:

- анализ социально-экономической ситуации;

- концепция социально-экономического развития;

- основные макроэкономические показатели;

- национальные программы.

Анализ социально-экономической ситуации должен раскрывать состояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенден­ций развития экономики, результативности системы государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил, а также факторов, влияющих на эти процессы, и сопоставления с развитием мировой экономики.

Основные макроэкономические показатели содержат прогнозируе­мые темпы экономического роста, структуру общественного производ­ства, основные народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения.

3. Индикативный план социально - экономического развития Казахстана.

Одной из управленческих функций Министерства экономики Республики Казахстан являлась разработка индикативного план экономического развития РК, в том числе развернутого плана мероприятий Правительства РК по углублению реформ. Правительство РК утвердило порядок разработки и реализации индикативных планов и Минэкономики представило проект на 1997 год в Правительство РК.

Индикативный план социально-экономического развития Казахстана разработан на 1996-2000 годы. Он содержит аналитическую часть, которая охватывает итоги реформирования экономики Казахстан в 1990-1995 годах. Дан подробный анализ эволюции процесса реформ в республике, макроэкономическому аспекту, производственной и социальным сферам, системным преобразованиям и состоянию платежного баланса, Всесторонний и скрупулезный анализ социально-экономического развития республики, наметившиеся тенденции в этом процессе позволили прогнозировать основные цели, задачи и направления экономической политики на 1996-2000 годы. По этому индикативному плану со­храняется стратегическая цель интенсивного развития экономики, преодоления структурного и технического отставания, эффективного использования национальных преимуществ республики. Эти преимуществ ва заключаются в достаточно высоком по сравнению со многими странами мира уровне образования, в богатых минерально-сырьевых и земельных ресурсах.

В перспективном индикативном клане содержатся проблемы регионального развития. В частности, в нем записано, что региональная политика государства будет строиться на разумном сочетании различных подходов к разным типам регионов в целях более полного раскрытия их потенциала, их использование позволит ускоренными темпами интефировать экономику республики в мировое хозяйство".

4. Программный метод управления.

Основной формой реализации стратегии развития республики яв­ляются программы долгосрочного характера. Программы подразделяются на следующие разновидности:

- программы комплексного развития группы взаимосвязанных от­раслей с целью достижения определенных конечных народнохозяйст­венных результатов;

- общегосударственные целевые программы, на­правленные на решение крупных социально-экономических задач дол­госрочного характера и охватывающие одновременно различные облас­ти производственной и непроизводственной деятельности;

- программы комплексного развития научно-технического потен­циала страны;

-программы международного сотрудничества и развития внешнеэкономических связей;

- крупномасштабные региональные программы, направленные на освоение и комплексное использование природных ресурсов, ускорен­ное развитие ведущей отрасли хозяйства, экономическое развитие ре­гиона на основе формирования особо важного объекта (нового место­рождения, энергоузла, транспортной магистрали и др.).

Региональные программы являются одним из наиболее сложных объектов управления.

Национальные программы являются основным инструментом реализации социально-экономической стратегии и государственного регулирования социально-экономического развития с позиции эффективного достижения национальных целей и приоритетов.

5. Методы государственного регулирования.

Необходимость использования методов государственного регулиро­вания объективно обусловливается рядом обстоятельных причин.

Параметры регулирования рыночного хозяйства в значительной ме-1 ре определяются комбинацией различных методов и институтов:

- государственных, в том числе индикативного и бюджетного пла- , нирования, налогового регулирования, регулирования цен и др.;

- негосударственных, в том числе общественных (определяемых функционированием различных ассоциаций, обществ потребите­лей), частных (соглашение о рынках сбыта, ценах и др.);

- институциональных (товарные биржи, биржи ценных бумаг, ком­мерческие банки, информационные центры, рекламные агентства] и другие, обслуживающие рыночное хозяйство, учреждения).

Именно свободное развитие их комбинаций, т.е. гибкость взаимо­связей, переход одной формы в другую позволяет создать действенный рыночный механизм. '

Государственное воздействие на рыночные процессы обусловлива­ется тем обстоятельством, что рынок представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, каждый из которых имеет свои собственные интересы и свои внутренние побуждения, т.е. мотивы поведения. Именно оно (это обстоятельство) делает необходимым государственное регулирование.

Просмотров работы: 267