ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА

Акремхан Д.Е. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление является особо значимой функцией региона. Исторические успехи региона большей частью определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления экономикой своей территории. Поэтому одни регионы прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая роль управления может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это в первую очередь опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировая практика успешного ведения бизнеса, результативность системы регулирования экономики региона .

Понятная концепция управления экономикой должна играть роль важнейшего фактора построения благополучного региона и служить стимулирующим условием развития общества. Такая концепция должна быть частью системы мезоуправления, пронизывать её содержание, теоретически обосновывать экономический строй образующих страну регионов.

Одной из актуальнейших задач региона является построение модели управления, которая способна обеспечить конкурентоспособность экономике территории. Сегодня конкурентоспособность региона – это одна из самых влиятельных концепций в экономике развития и практической политике. Вместе с тем промышленность регионов как в плане технико-технологической базы, так и в плане отраслевой структуры не соответствует современным требованиям. Результатом такого положения становится её отставание от ряда развитых и новых индустриальных регионов. Отсутствие системного понимания собственной конкурентоспособности (или неконкурентоспособности) в совокупности с отсутствием какой бы то ни было стратегии по её формированию, создает риск для регионов РК остаться инвестиционно непривлекательными и неконкурентоспособными.

Взаимообусловленность процессов конкурентоспособности и экономического роста региона, а также сложность и глубина требуемых преобразований его экономики в соответствии с глобальными тенденциями, определяют необходимость выделения факторов и условий обеспечения конкурентоспособности экономики региона. В данном случае речь идёт о создании модели управления экономикой региона.

Основными компонентами данной модели являются управление как совокупность соответствующих принципов, организация управления (функции) и стратегия управления (методы).

Управление базируется на принципах воспроизводства системы жизнеобеспечения, правовой регламентации управления, социальной ориентации, инновационной ориентации, сохранения собственных сырьевых ресурсов, единства теории и практики управления, конкурентоспособности региона.

Управление, прежде всего, должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех её компонентов. В данном случае регион становится объектом экономико-правового регулирования. Экономико-правовое регулирование процессов управления, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих различные процессы во всех сферах экономики региона, снижение субъективизма в управлении должны обеспечивать законность управления экономикой территории. Одной из основных целей управления должно быть гармоничное развитие общества, раскрытие и реализация его потенциальных возможностей, повышение благосостояния населения и качества жизни в регионе.

Структурными источниками управления является развитие на основе факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности региона управление должно быть сориентировано на обеспечение инвестирования инноваций преимущественно в новые технологии и менеджмент. Реализация инновационной ориентации управления в современных условиях требует его соответствующей организации.

Регламентация организации управления должна учитывать особенности функций и задач, для выполнения и осуществления которых она должна быть приспособлена. Представляется, что функциональное содержание организации управления экономикой региона включает в себя законотворчество, реализацию законов, защиту прав и свобод, контроль над исполнением законов.

Реализация вышеназванных этапов стратегии управления обеспечивает реализацию потенциала экономики региона. Успешная реализация данного потенциала находится в прямой зависимости от единства теории и практики управления. В соответствии с этим принципом любое управленческое решение в области функционирования и развития региона должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач, направленной на реализацию экономического потенциала региона.

Экономический потенциал региона включает в себя человеческий, ресурсный, научно-технический, институциональный и производственный потенциалы. Для того чтобы реализовать потенциальные возможности региона по максимуму, воплотить в жизнь все государственные планы и программы регионального развития, необходимо правильно расставить акценты, найти область, в которой имеющийся потенциал региона раскроется на все 100%, определить сильные и слабые стороны региона.

Учитывая тот факт, что каждый регион имеет свои неповторимые особенности (географические, природные, демографические, социально-экономические и т.д.), задача обеспечения сбалансированного развития усложняется. Это значит, что данная задача может быть решена только посредством регулирующего влияния региона. В данном случае речь идёт о стимулирующем регулировании инновационно ориентированной хозяйственной деятельности региона (РИОХДР).

Стимулирующее РИОХДР – это главное средство реализации экономической политики. Регион в лице органов государственной власти, используя свои конституционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и реализуя законы, а также иные нормативные акты вводит механизмы их реализации в интересах целостности региона и государства в целом.

Регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и по своей сути.

Стимулирующее РИОХДР создаёт необходимые предпосылки для повышения его конкурентоспособности. Конкурентоспособность региона является одним из ключевых для управления региональной экономикой, так как в нём концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности отдельных предприятий, отраслей, экономики региона в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Результаты проведённого исследования указывают на следующее:

Уровень региональной асимметрии по большинству показателей превышает допустимую норму (20%). Практически по всем показателям наблюдается рост уровня асимметрии в исследованный период. Нарастание межрегиональной дифференциации регионов свидетельствует о том, что реальный экономический рост наблюдается лишь в ограниченном числе областей Казахстана. Это свидетельствует о постоянном снижении конкурентоспособности регионов и на недостаточную эффективность управления экономикой на региональном уровне.

Результативное регулирующее воздействие региона на социально-экономические процессы на своей территории позволяет обеспечить стабильный рост конкурентоспособности в ответ на динамичные изменения экономической среды.

Однако решить проблему повышения конкурентоспособности региона только силами самого региона невозможно. Необходимо участие государства, суть которого состоит в создании благоприятной межрегиональной среды с целью повышения эффективности сотрудничества и кооперации регионов для укрепления их позиций на международных рынках. Такой подход требует изменения существующего подхода к обеспечению регионального развития и создания системы государственного регулирования регионального развития, направленной на создание стимулов для развития регионов, к которым следует отнести следующие: адекватное мировоззрение и гибкий менталитет общества, баланс совокупного спроса и совокупного предложения, оптимальность финансовых потоков в экономике, регламент жизнедеятельности общества, интенсивное развитие факторов производства.

Просмотров работы: 191