РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

Бакуменко А.Н. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определение даты и места рождения науки – это вопрос открыто дискуссионный для сообщества профессиональных историков науки, здесь нет полного согласия. Можно выделить пять радикальных, достаточно ясно и резко противопоставленных друг другу мнений. 1. Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести и каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире. 2. Наука как особый тип знания рождается примерно V в. до н.э. в Древней Греции. 3. Наука возникла в период расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв. 4. Большинство же историков науки считают, временем начала науки XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, Ньютона. 5. Наука возникла в конце 30-х гг. XIX в. Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

По нашему мнению, поскольку основными чертами научного знания являются рациональность, доказательность, поиск причинно-следственных связей, воспроизводимость результатов, то наука в таком качестве появилась в Древней Грецией. Новый стиль мышления, примененный греками с таким эффектом в области математики был связан со стилем философских исканий. «В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Эвклида, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея» [1, с. 47]. Греки преобразовали математику из суммы правил, формул и выводов, служащих насущным практическим нуждам, в теоретическую науку высокого уровня обобщений, в «чистое» умозрение. Также имеет основание говорить о науке как академической системе. Именно в Древней Греции возникли самые древние научные организации: Академия Платона, Ликей Аристотеля [2]. В данных научных организациях впервые в системе философского знания возникли новые категориальные структуры, новое видение объекта и субъекта [3].

Первый этап развития науки продолжается до конца 16 в. В это время происходило накопление знаний об окружающем мире. Второй этап начался с 17 в. и продолжался до середины 20 в. Это время соединения науки и техники. Техника не может дальше развиваться без научной основы, а наука требует практического приложения. Третий этап – этап развития науки как ведущего фактора материального производства, ориентированного на человекоразмерные объекты.

Техника возникла раньше науки, еще в первобытнообщинном строе. Необходимость ее возникновения была вызвана несовершенством естественных органов труда человека. Противоречие между несовершенной физической организацией человека и необходимостью удовлетворения потребностей человека было разрешено появлением техники. Слово «техника» (в переводе с древнегреческого) означает искусство, мастерство, умение. Стимулами развития техники являются экономические потребности общества. Техника несводима к социально-экономическим отношениям. По этому поводу Маркс отмечал, что «машина столь же мало является экономической категорией, как и бык, который тащит плуг…» [4, с. 152]. Только в соединении с целесообразной деятельностью техника способна проявлять свои качества воздействия на природу и общество. Поэтому технику необходимо рассматривать в системе «человек-техника». Функция техники состоит в том, чтобы облегчить и сделать эффективнее трудовые усилия человека.

Первобытный человек создает сначала ударные, затем колющие, режущие инструменты. Дальнейшее развитие орудий происходило по принципу дополнения: палка увеличивала силу руки, нож обострил зубы и ногти. Затем паровой и электрический двигатели увеличили энергию организма человека в процессе труда. Техника моделирует естественные органы человека. Моделирование это носит функциональный, но не структурный характер. История техники – это история последовательной передачи трудовых функций человека техническим системам. Законом развития техники является замена человеческих сил силами природы. Техника в истории проходит ряд этапов, которые в основном совпадают с этапами развития науки. На первом этапе, который берет свое начало из глубокой древности, преобладают ручные средства труда, поэтому такой способ производства называют ручным. До конца 17 в., несмотря на изменения в производственном процессе, орудия остаются ручными. Даже техника мануфактуры не выходит за рамки ручного труда. На втором этапе происходит механизация производства. Этот этап совпадает со вторым этапом развития науки. Происходит перемещение трудовой функции непосредственного управления от человека к машине. На третьем этапе – автоматизации производства – начинается с передачи умственных функций человека машинам. Сама автоматика проходит в своем развитии три ступени: а) управление машинами; б) управление технологическим процессами; в) управление производством.

Таким образом, развитие науки и техники началось не одновременно и до 17 в. развивалось параллельно. Начиная с 17 в. наука становится фактором производственного процесса, а производственный процесс становится приложением науки. Начиная с 20в по настоящее время развитие техники определяет основные направления развития наки.

Список литературы

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

2. Азизова А.А. О теоретико-философском анализе ипостасей науки [Текст] / А.А. Азизова. // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. Выпуск № 20. – С. 86-89.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384 с.

4. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 65-185.

Просмотров работы: 847