Это положение определяет, что в каждом субъекте федерации есть представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, полномочия которых в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [4]
Уставом Орловской области (ст.5) определено, что систему органов государственной власти Орловской области составляют: законодательный орган государственной власти области (Орловский областной Совет народных депутатов (Совет); высшее должностное лицо области (Губернатор); высший исполнительный орган государственной власти области (Правительство); органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области. [5]
Все эти органы государственного управления наделены определенными полномочиями по управлению сферой культуры области. С 2007 года в областном Совете работает Комитет по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму. По вопросам обеспечения социального развития области Совет утверждает по представлению Губернатора программы социально-экономического развития области, в том числе и по развитию культуры и искусства; осуществляет правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области; осуществляет иные полномочия.
Правительствообласти разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области; участвует в проведении единой государственной политики в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека; разрабатывает проекты программ социально-экономического развития области; формирует органы исполнительной власти области. В социально-культурной сфере Правительство осуществляет следующие полномочия [3]:
1) создает учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, оптимальную сеть имеющих областное значение учреждений профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) утверждает программы развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта на территории области с учетом национально-культурных и религиозных традиций населения области;
3) принимает меры по развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусства, народного творчества, по поддержке народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти) и другие полномочия.
Основным органом государственной власти, осуществляющим политику в области культуры в регионе является Управление культуры и архивного дела Орловской области
Важным фактором реализации культурной политики в Орловской области является нормативно-правовое обеспечение. Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами, регламентирующими культурную политику в области в последние годы стали: Закон Орловской области № 533-ОЗ от 22.08.2005г. «Об образовании в Орловской области»; Закон Орловской области № 391-ОЗ от 06.04.2004г. «Об объектах культурного наследия, расположенных на территории Орловской области»; Закон Орловской области № 807-ОЗ от 08.09.2008г. «О музейном фонде и музеях Орловской области»; Закон Орловской области № 109-ОЗ от 06.07.1999г. «Об архивном деле в Орловской области». Закон Орловской области № 579-ОЗ от 06.02.2006г. «О библиотечном деле в Орловской области» стал первым законом, регулирующим деятельность в сфере культуры после вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления».
Таким образом, в Орловской области решение вопросов конструирования политики в сфере культуры проходит в соответствии с идеологией административной реформы и реформы местного самоуправления. Субъекты государственного управления разрабатывают культурную политику территории путем создания местных законодательных актов, создания инфраструктуры, реализации региональных программ развития культуры с учетом местных условий.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл.изм. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 4. - ст. ст. 3822
Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 05.05.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - ст. 2307
Устав (Основной Закон) Орловской области: принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года (посл. изменения от 3 октября 2013 г) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adm.orel.ru
Рейнбах Е.Ю. Система и структура органов управления сферой культуры. Организационно-управленческие аспекты управления СКС Монография. – Орел, АПЛИТ, 2014. – с.243-261
Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.
Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.