Решающий шаг на пути становления человека состоит в переходе обезьяноподобных предков к прямохождению. Передние конечности, таким образом, были освобождены от прежних функций. Ф. Энгельс пишет, что «прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти ... длинный период времени» [1, с. 145].
Согласно современным научным данным палеонтологии в Эфиопии в 1997 г. был обнаружен австралопитек (Australopitbecus garbi), который пользовался каменными орудиями 2,5 млн. лет назад и ел мясо, в то время как деятельность человека умелого (Homo habilis) датируется 1,9 млн. лет назад). Также частными дисциплинами был сделан вывод о несоответствии между прямохождением (6-7 млн. лет назад) и производством первых орудий труда. Неверные интерпретации данных новых научных открытий приводят многих авторов к необоснованному выводу о ложности методологического положения Ф. Энгельса об определяющей роли труда в становлении человека. А.Е. Хомутов пишет, что «согласно широко известной трудовой концепции Ф. Энгельса и ее позднейшим вариантам, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности – переноса предметов, детенышей, манипулирование пищей и изготовления орудий. В дальнейшем труд привел к возникновению языка и общества. Однако, по современным научным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий» [2, с. 180]. Необходимо отметить, что возникновение и эволюция прямохождения это постепенный процесс освобождения передних конечностей формирующегося человека и специализация руки появляется также постепенно.
Согласно современным научным данным около 7 млн. лет назад из-за похолодания в Африке леса исчезли, их место заняли открытые саванны. «Человекообразные были вынуждены спуститься на землю и освоить новую среду, то есть тропическое редколесье и тропическую саванну» [3, с. 122]. Выжить в новых условиях можно было через переход к выпрямленному положению и использованию камней и палок (естественных орудий) для защиты, нападения, а также сплочению стад.
Посмотрим на текст работы Ф. Энгельса и зададим вопрос: выступала ли у него трудовая деятельность причиной возникновения прямохождения? Нет Ф. Энгельс в своей работе не утверждал первенство труда по отношению к прямохождению. Он пишет: «Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку» [1, с. 144]. Как следует из текста работы Ф. Энгельса, не труд определил прямохождение, а образ жизни формирующегося человека привел его к прямохождению. Это положение конкретизировано современной наукой.
В своей работе Ф. Энгельс отмечает, что рука является не только органом труда, но и его продуктом. Вместе с изменением руки изменение претерпевал организм антропоида в целом. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, взаимной поддержки. Постепенно «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» [Там же, с. 147]. Ф. Энгельс делает вывод, что сначала «труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» [Там же, с. 148]. Параллельно развивались органы чувств и сознание. Характерным признаком, отличающим человеческое общество от стада обезьян является труд. С чего начинается труд? С изготовления орудий. Орудия охоты и рыболовства привели от употребления растительной пищи к употреблению мяса, что положительно сказалось на развитии мозга. Употребление мясной пищи привело к использованию огня и к приручению животных. Эти достижения явились новыми средствами «эмансипации человека». Затем к охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Появилось искусство и наука, развились нации и государства, право, политика религия [Там же, с.151].
Ф. Энгельс, показывая отличия человека от животного, пишет, что животное только «пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» [Там же, с. 153]. Однако предупреждает Ф. Энгельс (и эти слова оказались пророческими), не будем «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» [Там же]. Современный экологический кризис подтверждает правоту слов Энгельса.
Человек учится постигать законы природы и предвидеть более отдаленные последствия своей деятельности. Причем человек предвидит не только естественные последствия, но и общественные. Таким образом, труд человека, начинаясь с изготовления орудий, постепенно усложняется, превращается в труд по предвидению и прогнозированию общественного развития. Поэтому можно сделать вывод, что человека создал и создает труд.
Литература
1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат., 1975. – С. 144-156.
2. Хомутов А.Е. Антропология: учебное пособие. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007. – 378 с.
3. Алексеев В.П. Избранное: в 5 т. Т. 1. Антропогенез. М.: Наука, 2007. – 711 с.