ОБРАЗ ГАЯ МОНТЭГА В РОМАНЕ Р. БРЭДБЕРИ «451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗ ГАЯ МОНТЭГА В РОМАНЕ Р. БРЭДБЕРИ «451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ»

Микулянич Д.А. 1, Никулина Д.Е. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многочисленные утопии Средневековья обещали человеку счастье на земле. Кто же против него? Уж не писатель ли XX века, дерзнувший посягнуть на священное право человечества? В том-то и дело, что он создает антиутопию, в сюжете которой беспристрастный взгляд на общество будущего, напоминающего нам наше настоящее: все та же попытка направить человека на истинный путь к счастью, который лежит в области беспощадного отрицания всего негативного в современной цивилизации, в частности, отношения к духовной культуре, сгустком которой является книга.

Философская концепция автора проявляется в романе не только через символику и интерпретацию духовных традиций, но и, что весьма существенно, через мировоззренческое кредо героев. В определённом плане книга представляет собой диалог, или дискуссию, в которой каждый участник-персонаж стремится отстоять своё видение жизни, своё «я». Каждый герой проповедует собственное «вероучение», являясь в какой-то степени пророком и претендуя на роль духовного учителя для Монтэга, а в лице Монтэга — для всего мятущегося, жаждущего докопаться до смысла жизни человечества. Таким образом , можно разделить всех действующих лиц книги на две группы: первая — выразители «официальной» идеологии, считающие опасным всякого рода инакомыслие, — Битти, жена Монтэга Милдред, её подруги; вторая — так называемые «диссиденты» — Кларисса, Фабер, Грэнджер. Гай Монтэг по образу своего мышления находится где-то между ними — сначала ближе к первым, затем — ко вторым [1].

Каждый из персонажей выступает на сцену со своим монологом, последовательно подталкивая главного героя к выработке собственного кредо. Он терзается сомнениями: надо ли прислушиваться к миру, как Кларисса, или оставаться к нему равнодушным, как Милдред? Надо ли смириться с необходимостью уничтожения всего того, что выходит за рамки массового уровня культуры, как считает Битти, или пытаться сохранять нравственные и культурные ценности, как предлагает Фабер? Все эти люди оставляют неизгладимый след в душе Монтэга, общение с ними способствует формированию его мировоззрения [2].

Но персонажей-наставников следует рассматривать не только в сюжетном контексте. Ведь роман Брэдбери — это ещё и философская аллегория. Герои-философы нужны ему, чтобы их посредством высказать ту или иную точку зрения. С их помощью писатель размышляет о судьбах мира, о культуре, об общечеловеческих проблемах. И, нужно отметить, даже в рамках единой идеологии форма философского мышления героев книги отнюдь не одна и та же [3].

Гай Монтэг — человек из мира будущего, которое рисуется в романе как урбанистическая антиутопия; небо разрывает грохот реактивных самолетов, по шоссе несутся реактивные авто, изощренная электроника обеспечивает тотальный контроль за населением, жизнь поглощена, а то и замещена телезрелищем. В то же время угроза насилия повседневна, ежеминутна, — большая война разражается в финале романа и тут же кончается, оставив плеши пепелищ на месте густонаселенных городов. М. — заурядный, но по статусу привилегированный обитатель этого странного мира. По профессии он пожарный, причем суть и назначение его ремесла прямо противоположны его пониманию. Дело пожарного — не спасать от огня хрупкие произведения человеческой культуры, а предавать их очистительному пламени, уничтожая запечатленные в книгах (451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага) историю, интеллектуальное богатство, сложность и проблематичность бытия [4]. Пожарные защищают право большинства на беспамятство: цензоры, судьи и исполнители приговоров над интеллектуалами-диссидентами или просто чудаками, «выбивающимися из ряда». Они оберегают общественный покой, мертвенная сущность которого давно уже никому из рядовых граждан не заметна. Случайная встреча с Клариссой Маклеллан, семнадцатилетней оригиналкой, предпочитающей неповторимо-живое в природе и в людях искусственно - конформному , смущает безмятежный до той поры дух М., заставляет вдруг почувствовать себя несчастным и неспособным функционировать далее в предписанном социальном режиме. М. начинает читать запрещенную литературу (каковой является любая литература, от Священного писания до стихов Мэтью Арнольда) и на этой почве сводит знакомство с бывшим профессором Фабером, который объясняет ему значение книг: они, с одной стороны, воспитывают чуткость, внимание к подробностям, с другой — «сшивают лоскутки вселенной в единое целое». Книги — основы сопротивления безличным и массовидным силам визуальной культуры, которые мнут человека как глину, стремительно, в обход разума, приводя его к заданным выводам. М. оказывается разоблачен в своем отступничестве и подвергнут для начала унизительному наказанию: его вынуждают спалить собственный дом с обнаруженными в нем книгами. С этого момента его тайное инакомыслие перерастает в явный и бескомпромиссный бунт [5].

Бредбери принято считать писателем-фантастом, рисующим будущее в своих произведениях. Удивительно, насколько актуально в наши дни далекое для того Бредбери «будущее». Невольно вспоминаются плазменные экраны, глупые ток-шоу и сериалы, громкая музыка в наушниках, быстрый темп жизни, высокие скорости автомобилей, пьяные подростки, таблетки, чтобы заснуть, – современная Москва, Россия, да практически вся планета живет этим.

Возвращаясь к сюжету произведения, хочется отметить подвиг тех смельчаков, которых Гай встречает в лесу. Они, бросив дома, друзей, семью, ушли из города в прямом смысле слова бродяжничать. Они выучили произведения наизусть ради высшей цели – возродить книгопечатание, посадить росток жизни в этот гнилой мир. Не правда ли, часто бывает такое – мы не можем и строчки вспомнить из стихотворения, а тут целые книги в голове помещаются. Стыдно, друзья, стыдно!

Финал произведения – война. Многие при анализе романа «451 градус по Фаренгейту» приводят слова Гейне: «Там, где жгут книги, кончат тем, что станут жечь людей». Перед тем, как город исчезнет с лица земли, Милдред, жена Монтега, видит себя в телестене – с соломенными волосами от краски, ужасным лицом без косметики. Так, автор призывает читателей задуматься о своей жизни сейчас, изменить ее, пока не стало поздно. Но важно желание: сложно заставить человека что-то сделать без его на то энтузиазма.

Список использованной литературы

  1. Маркина Н.В»Художественный мир Рэя Брэдбери:традиции и новаторство»

  2. Прашкевич Г.М «Жизнь замечательных людей»

  3. http://raybradbury.ru/articles/shlionskaya_disser/part4/

  4. http://yuliadomracheva.com/451fahrenheit/

  5. http://www.testsoch.net/syuzhet-i-ideya-romana-antiutopii-451-gradus-po-farengejtu-reya-bredberi/

Просмотров работы: 6960