Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости.
Больше двух веков в православной империи не было патриарха. А восстановить патриаршество удалось через несколько дней после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Многие (в особенности — профессура духовных академий) опасались, что с возрождением патриаршества в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.
Именно тогда прозвучали на Поместном соборе слова епископа Митрофана: «Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд».
С самого начала работы Собора ощущалось тревожное время, тревожные приметы будущих перемен. Успенский собор, в котором начинался Собор, был обстрелян. Кремль заняли вооруженные представители новой власти. Однако на столование патриарха состоялось всё-таки в Успенском соборе — в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября. В столицах уже утвердилась власть советов.
Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря. Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, весь народ встречал его, так что в городе обычно прекращали работать на все время его пребывания. Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. В 1917 году, очень скоро после революции, в Петрограде был убит большевиками о. Иоанн Кочуров, сподвижник Патриарха Тихона по американскому служению. Патриарх очень тяжело пережил эту первую мученическую смерть. Затем, в конце января 1918 года был расстрелян в Киеве митрополит Владимир, почетный председатель Собора. В Петрограде начались прямые нападения на Александро-Невскую Лавру.
С началом большевистских репрессий против Русской Православной Церкви, Патриарх Тихон обратился с призывом к пастве, провозглашаемом во всех храмах с амвонов, с осуждением «святотатских» действий властей, писал Ленину, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам», заступался за арестованных в Могилеве ксендзов. В октябре 1918 года Патриарх Тихон открыто выступил с обвинением большевистской власти, ввергшей народ в братоубийство. ОН писал:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».
За свою твердую позицию в защите христианства в ноябре 1918 года святитель Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту.
Уже в 1919 году Патриарх понял, что гражданская война, ведущаяся в России – это самая настоящая братоубийственная война. Поэтому в самый разгар гражданской войны он выпускает воззвание, в котором говорит о том, что Церковь осуждает братоубийственную войну. И не дает благословения ни той, ни другой стороне. Он обратился к большевикам, а затем и ко всем воюющим сторонам прекратить войну и не чинить зла пленным. В этой связи важен следующий факт. Однажды к Патриарху пришел человек из Добровольческой армии. Он сказал: «Я знаю – Вы не поддерживаете ни ту, ни другую сторону, не даете явно никому благословение, но дайте тайно». Патриарх сказал: «Не могу». Тогда он сказал: «Хотя бы дайте благословение лично для одного из руководителей Белой армии». И Патриарх сказал: «Пожалуй, не могу». И в этой своей позиции, которую не разделял почти никто, Патриарх нес божественную правду, которая заключалась в том, что «не поднимет меча брат на брата». И эта позиция осуждения братоубийства оставалась неизменной. И в этом Патриарх Тихон близок Патриарху Гермогену, неустанно призывавшему все годы Смуты прекратить лить христианскую кровь.
Гражданская война завершилась страшнейшим голодом 1920–1921 годов. В 1921 году Патриарх создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества государству для организации помощи жителям Поволжья.
Однако вместо ответа 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК о принудительном изъятии церковного имущества и отмене добровольных пожертвований. Патриарх Тихон оценил это решение как «акт святотатства». В ответ в марте 1922 года Патриарха Тихона объявили первым в списке «врагов народа», а в мае 1922 года вновь арестовали. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленном благословении Деникина и сношениях с Карловацкой церковью. В апреле 1923 года Патриарха заключили во внутреннюю тюрьму ГПУ.
В мае 1923 года созданный большевиками «Обновленческий собор» «живой церкви» лишил святителя Тихона патриаршего сана. Но святитель отказался признать это решение. После протестов папы Римского, архиепископа Кентерберийского, и других международных протестов святителя Тихона освободили из тюрьмы, но он остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. В июне 1923 года Патриарха освободили из-под стражи.
Когда Святейший патриарх увидел, что его жребий мученичества вновь изменился на жребий исповедничества, он понял необходимость сосредоточить все усилия ради одной цели ниспровержения и покорения лже-церкви. Эта новая задача требовала и нового отношения к государству. Несомненно, патриарх не мог изменить своего отношения к духу безбожия и антихристианства в советском правительстве. В начале своего правления он осудил этот дух перед лицом всего мира, и он никогда не отрекался от этого осуждения. В первые годы, когда никто не верил, что эта чудовищная и неестественная форма правления будет долговременной, патриарх был готов принести в жертву свою жизнь за освобождение страны. Но когда длительный и хронический характер этой болезни Русского государства стал очевидным, он понял необходимость учитывать это обстоятельство и подчиниться фактам, подобно тому, как ранние христиане подчинялись факту правления Нерона.
Признание этого факта нашло выражение в известном примирительном заявлении по отношению к Советской власти: « я Советской власти не враг». Это заявление стало причиной страшной травли со стороны эмигрантов, однако ради пользы Церкви мучимой, Святейший Патриарх был готов принять все поношения. Он неоднократно повторял: “пусть погибнет мое имя в истории, лишь бы Церкви была польза”.
Последние дни патриарха были омрачены многими скорбями: преданные церкви священники непрерывно заключались в тюрьмы и ссылались, а патриарх оставался среди врагов без надежных помощников. В декабре 1924 года на Патриарха Тихона было совершено покушение, инсценированное как хулиганское нападение с ограблением. При этом погиб патриарший келейник Яков (Полозов). В марте 1925 года власти начали готовить окончательную расправу над Патриархом, но 7 апреля 1925 года он умер. Его последними словами были: «Скоро наступит ночь, темная и длинная…». Как оказалось потом, эти слова оказались глубоко пророческими. Похороны Патриарха Тихона вылились в невиданную скорбную демонстрацию. Десятки тысяч людей пришли проводить Патриарха в последний путь.
1 ноября 1981 года решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей Патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедника со включением Собор новомучеников и исповедников Российских и установлением памяти 25 марта.
9 октября 1989 года был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ; стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.
Патриарх Тихон был ангелом Русской церкви в дни испытаний. Он был хранителем чистоты веры и неодолимости церковного здания, ограждая церковь одновременно от националистических страстей и от социалистической демагогии. В патриархе Тихоне Русская церковь обрела живой символ церковного единства, а русский народ — образ национального единства.