XX век явился для РПЦ серьезным испытанием. Само существование Церкви оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни в России.
Не случайно Поместный собор 1917-1918 гг. стал во многом собором новомученников и исповедников Российских, так как более половины его участников пострадали в годы гонений за стойкое исповедание своей веры.
Итак, ПС 1917-1918 гг. явился не внезапным событием в истории РПЦ, а стал отражением социально-политической ситуации в стране, а также результатом инициативы духовенства, стремившегося к реформам в Церкви.
Революционные события 1905 года стали отправной точкой к ПС 1917-1918 гг. В феврале 1905 года петербургские священники составляют записку с петицией, опубликованной под названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении», ставившей целью восстановление канонической свободы Церкви. В этом же духе на иерархическом уровне инициатива последовала от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). Кроме духовенства за реформу Церкви выступает известный государственный деятель С.Ю. Витте, утверждающий, что подчинение Церкви не только не канонично, но и вредно самому государству, лишённого духовной и моральной поддержки живой религии. В связи с этим С.Ю. Витте говорил: «Двести с лишним лет мы не слыхали голоса Русской Церкви, не пора ли, наконец, прислушаться к нему…».
Несмотря на то, что сама инициатива о реформах в Церкви не исходила от Святейшего Синода, следует признать, что он сыграл решающую роль в подготовке Собора. Члены Синода, несмотря на сопротивление обер-прокурора К.П. Победоносцева, смогли приобрести некоторую независимость и обратиться непосредственно к императору. Святейший Синод направил обращение и рапорт с просьбой восстановить в Церкви соборность и созвать архиерейский Собор. Таким образом, речь шла уже не об отдельных инициативах, а о намерении всего высшего церковного управления избавиться от давления обер-прокурора и официально просить императора созвать Поместный Собор.
Ответ императора Николая II открывал большие перспективы на возможность созыва Собора в более благоприятное время: война на Дальнем Востоке действительно не позволяла России заниматься Собором. Также созыв Думы в октябре 1905 г., положивший конец абсолютной монархии в России, послужил импульсом к реализации Собора в будущем.
В январе 1906 г. Святейшим Синодом было учреждено Предсоборное Присутствие – консультативная коллегия, задачей которой было составление предложения по поводу будущего Собора. Император подтвердил синодальное решение и 06.03.1906 г. Присутствие приступило к работе, продлившейся до декабря 1906 г.
25.04.1907 г. император ратифицировал предложения Присутствия, из которых главным был созыв Поместного Собора, в состав которого решено было включить помимо правящих архиереев клириков и мирян.
Таким образом, казалось, что подготовка к Собору проходит идеально: все было готово к работе Собора уже за 11 лет до его созыва. Революционная волна 1905-1906 гг., Первая мировая война ставили церковные вопросы на второй план.
Следующим этапом в истории организации Собора явился 1917 год. Весной 1917 г. Временное правительство в лице обер-прокурора В.Н. Львова, начинает настоящую войну с иерархией, продвигая антицерковный курс.
В конце апреля 1917 г. Святейший Синод принимает решение о подготовке к ПС. При Синоде образуется Предсоборный совет, составивший «Положение о созыве Поместного Собора» и его Устав.
В начале июля 1917 г. Синод принимает постановление об открытии ПС в Москве в праздник Успения Божьей Матери и утверждает положение о его созыве.
В момент своего созыва Собор насчитывал 564 члена, из которых большинство были избранными. В состав Собора вошли:
Святейший синод – 9
Епархиальные архиереи – 73
Делегаты от епархий – 341
Настоятели Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской, Александрово-Невской лавр
Настоятели Валаамского, Соловецкого, Оптинского, Саровского монастырей
Монашество – 12
Протопресвитеры – 2
Духовенство армии и флота – 10
Военные – 15
Единоверцы – 11
Предсоборное совещание – 62
Духовные академии (московская, петроградская, киевская, казанская)
Академия наук и университеты – 13
Дума и государственный совет – 20
Поместные православные церкви – 2
Устав закрепил разделение членов Собора на две группы: Общее собрание и Архиерейское Совещание. Тем самым предполагалось установить баланс между ролью архиереев и остальными членами Собора.
Согласно подготовленным Предсоборным советом документов избрание членов задумано было трехступенчатым:
приходское собрание избирало представителей на собрание благочиния
на собрании благочиния избирали делегатов на епархиальное собрание
на последнем этапе избирались делегаты на Собор
Процедура принятия решений на ПС 1917-1918 гг. также указывает на дух соборности. На пленарном заседании рассматривались предложения, подготавливаемые соответствующими отделами. Далее принятый проект документа передавался в редакционный отдел. Подготовленный текст ставился на голосование на пленарном заседании, где абсолютным большинством голосов принималось решение. На 2 этапе постановления пленарного заседания передавались Архиерейскому Совещанию, которое утверждало или возвращало на переработку постановления, принятые на пленарном заседании.
Таким образом, соборные постановления становились единым плодом пленарного заседания и Архиерейского совещания.
Своим почетным председателем Собор утвердил митрополита Киевского Владимира. Председателем Собора был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон. Был составлен Соборный совет, в который вошли председатель Собора и его заместители архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), протопресвитеры Н.А. Любимов и Г.И. Шавельский, князь Е.Н. Трубецкой и председатель Государственного совета Родзянко, которого в феврале 1918 года сменил А.Д. Самарин. Секретарем Собора был утвержден В.П. Шеин (впоследствии архимандрит Сергий). Членами соборного совета избраны были также митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А.П. Рождественский и профессор П.П. Кудрявцев.
После избрания Соборного совета началось образование отделов и комиссий. Всего было образовано 22отдела и 3 совещания при Соборном Совете: религиозно-нравственное, хозяйственно-распорядительное и юридическое.
Важнейшие отделы возглавили: епископ Астраханский священномученик Митрофан – отдел высшего церковного управления; архиепископ Новгородский Арсений – правового положения Церкви в государстве; архиепископ Владимирский Сергий – церковного суда; архиепископ Волынский Евлогий – богослужения, проповедничества и храмов, митрополит Киевский свщмч. Владимир – церковной дисциплины, митрополит Тифлисский Платон – внешней и внутренней миссии, архиепископ Харьковский Антоний – единоверия и старообрядчества.
Поместный Собор открылся в Успенском соборе Кремля на престольный праздник. Первое заседание Собора состоялось на следующий день в храме Христа Спасителя после литургии, совершённой митрополитом Московским Тихоном. Открывая первое рабочее заседание Собора, его почетный председатель митрополит Киевский Владимир произнес напутственное слово: «Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе, представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это – недостаток в нас единомыслия. В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни…Разномыслие расшатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви… Православная Церковь устроена «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу». Это скала, о которую разобьются всякие волны»».
За период с 28.08.1917 г. по 20.09.1918 г. было проведено 170 заседаний, разделённые на три сессии сообразно с основными церковными праздниками.
Итак, первоочередной задачей собора было определение канонического устроения Церкви: установление органов церковного управления на всех уровнях. Обсуждение этого вопроса стало центральным не только в ходе заседаний 1 сессии, но и всего Собора.
Высшее церковное управление должно состоять из следующих органов: патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Одним из событий 1сессии стало избрание патриарха, определение его прав и обязанностей, а также порядок его избрания в будущем. Остальные органы высшего церковного управления – Священный Синод (СС) и Высший Церковный Совет (ВЦС) рассматривались Собором на одном уровне с патриархом.
СС заведовал делами иерархическо-пастырского характера, относящиеся преимущественно ко внутренней жизни Церкви, а также обладал широкими полномочиями в духовных областях догматического и этического характера, тогда как материальные вопросы передавались в ведение ВЦС. Ведению ВЦС подлежали дела церковно-общественного порядка, относящиеся по преимуществу ко внешней стороне церковной жизни.
Также предполагалось совместное заседание СС и ВЦС для рассмотрения вопросов смешанного характера или имеющих особую важность (защита прав и привилегий РЦ, рассмотрение отчетов Синода и ВЦС, утверждение на особо важные должности).
Также было определено, что высшая власть принадлежит ПС, созывать который планировалось каждые 3 года, учрежден смешанный орган во главе Церкви, который предоставил возможность мирянам участвовать в высшем управлении. Эти принципы стали образцом для организации церковного управления на остальных уровнях (епархиальном и приходском). Позднее были учреждены еще три подразделения церковного управления – уезды, округа и области.
Синодальная система превратила епископа в чиновника, лишенного связи со своей паствой. Соборная реформа восстановила авторитет архиерея в епархии и одновременно учредила соборное управление.
Реформой церковного управления Собор обеспечил Церковь прочной основой, доказавшей свою силу в последующие тяжёлые времена.
Одним из основных вопросов, рассмотренных в ходе 2 сессии, стало определение статуса единоверия, а также Церквей на Украинской, Польской, Грузинской территориях. Собор не успел обсудить доклад об автокефалии Грузинской Церкви в связи с провозглашением грузинами автокефалии по причине разрыва политических сношений, не позволявших сохранить тесную церковную связь.
Так, соборным определением от 07.03.1918 г. единоверцы значатся полноправными членами ПЦ. Для сохранения единства епархиального управления как принципа существования Церкви для окормления единоверцев назначались викарные единоверческие епископы, подчиненные епархиальным архиереям. Собор проявил большое уважение к самобытности единоверцев. Им было даровано право организовывать епархиальные, окружные и всероссийские съезды, а также создание единоверческих училищ. Таким образом, Собор 1917-1918 гг. осознал, что единоверие – единственное средство, которым РПЦ располагает для уврачевания старообрядческого раскола.
Война и Революция привели к изменению границ Российской империи. В связи с этим, Собору необходимо было определить, прежде всего, в отношении Польской и Украинской Церквей.
Согласно соборному постановлению УЦ является «неразрывной частью» и «церковной областью» РЦ, пользуется статусом автономии «с особыми преимуществами». Автономия распространялась только на церковные дела местного значения.
Захват и оккупация Царства Польского Германией обязали Собор уточнить положение местной Православной Церкви. В соборном постановлении Варшавская епархия называется «частью РПЦ» и управляется «на общих основаниях, принятых Собором для всех православных епархий РЦ».
Таким образом, в отношении Варшавской епархии были утверждены полная принадлежность РЦ и подчинение постановлениям Собора.
Еще одним важным и требовавшим решения вопросом стало определение системы церковных судов. Для этого был организован отдел о церковном суде под председательством архиепископа Сергия (Страгородского). Работу отдела предварили заседания Предсоборного Совета, где были приняты общие положения об основании устройства церковного суда. В ходе обсуждений отделом был принят проект, включивший следующие инстанции: благочиннический, епархиальный, церковно-областной и Высший Церковный Суд. Также были рассмотрены вопросы по отчетности по церковно-судебному управлению, по порядку выбора судей и их сношение с местными властями. В ходе работы отдела был подготовлен ряд документов, вынесенных на ПС: Устав об устройстве церковного суда, о церковном судопроизводстве, о церковных наказаниях, о восстановлении в священническом сане лиц, лишенных сана по суду.
Несмотря на то, что реформа церковного суда не состоялась, начатки ее дальнейшей реализации были положены. Система церковных судов, определенная на ПС 1917-1918 гг. послужила основой для современной судебной системы РПЦ.
Революционные потрясения 1905-1907 гг. и, а затем и 1917 г. поставили РЦ в беспрецедентное положение, заставившее ее переосмыслить отношения с государством, с которым на протяжении столетий она была неразрывно связана. Собор утверждает постановление о юридическом статусе Церкви. Впервые за свою историю РЦ получает новое положение в системы общественно-политических отношений.
Соборное определение от 15.12.1917 г. «О правовом положении РПЦ» закрепляет первенствующее положение Православия по отношению к другим религиям.
Далее в документе говорится о независимости Церкви по отношению к государству, а также ее право на самоопределение и самоуправление.
Соборный подход к церковно-государственным отношениям предполагал признание церковного законодательства, а равно актов церковного управления и суда государством как имеющими юридическую силу, поскольку ими не нарушаются государственные законы. Кроме того, все светские законы, касающиеся РЦ, должны приниматься с одобрением последней.
Собор требовал применения к РПЦ принципа свободы вероисповедания, который был дарован инославным ещё в 1905 году, просит государство гарантировать свободу православного богослужения и проповеди. Соборное определение настаивало на введение уголовного наказания за публичное богохульство, поругание над священными предметами и священнослужителями и за насильственное принуждение к отказу от православной веры.
В области бракосочетания было закреплено признание законным православного венчания, а также развода, постановленного церковными властями. В сфере образования основанные Церковью школы должны пользоваться равными правами со светскими, преподавание Закона Божия должно быть обязательным. В хозяйственной области церковное имущество не может быть изъято из гражданского оборота и не должно облагаться налогами, если оно не приносит прибыли.
Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 05.02.1918 года лишил Церковь статуса ю.л., тем самым превратив в утопию соборное определение о правовом положении РПЦ.
ПС 1917-1918 гг. остался незавершенным. Многие вопросы, поставленные перед Собором в сложившихся социально-политических обстоятельствах, так и не были рассмотрены. Тем не менее ПС является событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив патриаршество, он провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Определения Собора послужили РЦ на ее многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые в изобилии ставила перед ней жизнь.
Вопросы, поставленные ПС 1917-1918 гг. остаются актуальными и их рассмотрение должно проходить в современном контексте. По мнению митрополита Илариона (Алфеева) «… реальных сдвигов в различных областях церковной жизни можно будет добиться только тогда, когда мы вернемся к наследию этого Собора и рассмотрим его решения в контексте сегодняшней ситуации, а сегодняшнюю ситуацию – в контексте его решений».
7