Целью работы является сбор материалов для прославления священника Андрея Сивиллова в числе новомучеников российских. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить феномен мученичества и процедуру канонизации
- выявить критерии для канонизации
- проработать архивные данные по выбранной персоне
- проанализировать следственное дело на предмет соответствия критериям святости.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при работе исторических комиссий по прославлению памяти мучеников.
ФЕНОМЕН МУЧЕНИЧЕСТВА
Русская история XX века нередко называется историей мученичества. Мученичество за веру является важным феноменом христианской истории. Еще в конце II века христианский писатель Тертуллиан сказал: «Кровь мучеников – семя христианства». И это действительно так. В первые века зарождающаяся Церковь была гонима язычниками. Людей, исповедающих веру во Христа, подвергали страшным истязаниям, лишениям и унижениям. В частности, выводили на арены и для зрелищной казни выпускали хищных животных, чем пытались искоренить в людях веру в истинного Бога. Но несмотря на это Церковь жила и распространялась по Римской империи. Подвиг мучеников был важен для христиан, они сохраняли память о нем в устных рассказах, иконописи. Имена, почитаемых мучеников, благочестивые христиане давали своим детям. Преследования продолжались вплоть до 4 века и только благодаря Римскому императору Константину Великому, христианство стало законной религией в Империи.
В разные периоды гонения на Церковь возобновлялись, но наибольших размахов со времен древних гонений, они достигли в России XX века. После октябрьскоой революции 1917 года и захвата власти, большевики не оставляют Церковь в покое. Так, гонения в 20 веке можно поделить на 5 периодов:
1917–1920 годы — этот период характеризуется захватом власти, массовыми грабежами церквей, расстрелом священнослужителей.
1921-1923 годы - в него происходит изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья.
1929-1931 годы — в стране процессы «раскулачивания» и коллективизации.
1937-1938 годы - самое страшное время террора, пик гонений. На данном этапе государство стремится уничтожить всех верующих.
1938-1956 - Вторая мировая война. Преследования священноcлужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях. С 1943 года число репрессий резко сокращается. В этот же год происходит встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем, а немногим позже и избрание Архиерейским Собором Патриарха Сергия.
В период с 1953 по 1989 года гонения на Церковь продолжались, но носили другой характер. Расстрелов почти не было, но аресты производились сотнями в год. Имели место закрытия оставшихся храмов, лишение прав священнослужителей и увольнение верующих людей с работы.
По статистике, составленной Николаем Евгеньевичем Емельяновым, профессором и cоздателем электронной базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века», только за 1937 год было расстреляно 89 600 человек (см. слайд № 5).
Свыше 300 архиереев, тысячи священников, монашествующих и мирян оказались великими героями. С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь нам трудно и представить. Но память о их подвиге нужно доносить до потомков, необходимо прославлять людей, чья жизнь стала примером для всех верных чад Русской Православной Церкви. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: «Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена».
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ КАНОНИЗАЦИИ
Прославление в числе святых или канонизация – важный шаг церкви для сохранения памяти о своих мучениках. Через причисление к лику святых Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. В древности, в частности в гонения первых веков христианства, сам факт страдания за Христа расценивался как основание для почитания.
В современной Церкви процесс канонизации более сложен. На сегодняшний день выработан определенный порядок прославления святого, в ходе которого тщательно изучается его жизнь и подвиг.
11 апреля 1989 решением Священного Синода была организована Синодальная комиссия по канонизации святых. Данная комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром, богословами духовных школ и мирянами выполняет своего рода координирующую функцию в деле изучения и подготовки подвижника веры к прославлению, при этом комиссия лишена права самой выступать с инициативой по канонизации. Свои заключения она предоставляет Патриарху и Святейшему Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору, согласно Уставу РПЦ. До передачи материалов в Синодальную комиссию, процесс подготовки в епархиях осуществляется так: миряне, почитающие исповедника, обращаются по вопросам прославления к правящему архиерею, который в свою очередь должен изучить следственные и исторические материалы, свидетельства о святости, провести исследование, в чем ему помогает Епархиальная комиссия, и свои результаты направить либо непосредственно Патриарху, либо в комиссию.
Прославление святого в лике местночтимых осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, а общецерковное почитание с заключения Архиерейского или Поместного Собора.
Для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о прославлении и включении имени пострадавшего за веру в годы гонений в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века епархиальной комиссии необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию следующие материалы:
· документы, подтверждающие основные этапы жизни (получение духовного образования, для священнослужителей и монашествующих – время и имя совершителя рукоположения в священный сан или пострига, участие в деятельности каких-либо церковных обществ, братств, послужные списки и тому подобное);
· изучить дореволюционную епархиальную печать на предмет выявления проповедей и статей по различным вопросам церковной жизни, принадлежащих предлагаемому к канонизации лицу;
· ксерокопию архивно-следственного дела в полном объеме с приложением расшифровки в электронном виде (отсутствие дела является препятствием к рассмотрению вопроса о канонизации).
· осуществить поиск и исследование писем, дневниковых записей и иных документов, касающихся предлагаемого к канонизации лица.
Однако, как мы уже говорили ранее, прежде предоставления документов Синодальной комиссии, Епархиальным комиссиям следует провести исследование жизни подвижника на предмет соответствия выработанным критериям святости.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви излагает следующие признаки святости православных подвижников:
1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, угодивших Богу и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за смерть за Христа, или истязание за веру (так в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от его мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
При современном изучении подвига новомученика, основное внимание мы должны уделять на социальные, политические и идеологические составляющие времени, в которое он жил и подвизался за веру.
ЖИЗНЬ И ПОДВИГ СВЯЩЕННИКА АНДРЕЯ СИВИЛЛОВА
В нашем исследовании мы обратимся к подвигу мученика за веру священника Андрея Сивиллова, расстрелянного в Тобольске в 1937 году. Он стал одним из многих, погибших в годы гонений на Сибирской земле. В нашем распоряжении оказалось следственное дело священника Андрея Сивиллова, на основании которого могут быть сделаны первичные выводы о его соответствии указанным критериям святости. На основании архивных данных мы восстановили хронологию жизни священника, далее мы проанализировали следственное дело, с целью выявления причин осуждения и расстрела.
Андрей Викторович Сивиллов родился в 1880 году в с. Куртайлинском Баженовской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии (ныне это с. Куртайлы Саргатского района Омской области). Отец Виктор Михайлович Сивиллов служил псаломщиком в храме свт. Николая Чудотворца с. Лесковского Драгунской волости Омского уезда (ныне с. Лески Называевского района Омской области). Дед Михаил Николаевич Сивиллов был священником при Троицкой церкви с. Куртайлинского. Родители Андрея умерли рано от эпидемии холеры, и их с братом Петром воспитывал дед Михаил.
Когда Андрей вырос, то поступил в Тобольскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1903 году по второму разряду. Рукоположен во священника 20 августа 1905 года и поставлен служить в Никольскую церковь с. Саргайское, Тюкалинского уезда, Тобольской губернии. На этом месте о. Андрей пробыл до 1 декабря 1915 года.
Затем переведен в новую Покровскую церковь на станции Ишим, где стал первым настоятелем храма, построенном по хадатайству железнодорожников (см. слайд №10). Семье священника дали собственный дом, где у батюшки с матушкой Варварой Викторовной (1881 г.р), дочерью протоиерея Виктора Яковлевича Калугина, появились трое дочерей: Нина (1917 г.р.), Елена (1924 г.р.) и Татьяна (1930 г.р.).
С приходом советской власти как священник по указу 1920 года лишен политических и гражданских прав, что усугубило положение семьи Сивилловых.
В 1925 году Андрей Сивиллов переведен в Троицкую церковь города Ишима, где он прослужил вплоть до её закрытия в 1929 году. В 1929 и 1930 годах, проживая в Ишиме, служил в церквах сел Лариха и Второе Песьяново. С 1931 по 15 июня 1933 года служил священником церкви села Шаблыкино Ишимского района.
Как не раз упоминается в материалах дела, о. Андрей держался «тихоновской ориентации», т.е. не принимал «обновленческого» движения «советской церкви» (см. слайд № 11). В течении 27 лет служил в разных церквах и до последних своих дней был предан староцерковникам-тихоновцам.
Из следственного дела следует, что проблемы в жизни священника начались с того, что в Ишимское ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление) поступили сведения о том, что в селе Шиблыкино Ишимского района, Уральской области произошел инцидент связанный с противодействием советской власти, а также несоблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Местные власти разобравшись в происшедшем составили обвинительный акт, вот выдержка из него (см. слайд №12-14) : "группа лиц, состоящая из: попа Севилова А.В., фельдшера Пуртова Ивана Петровича /б. торговец/ и кулаков: Кузеева Ивана Яковлевича и Савкина Афанасия Ильича систематически ведет а/с агитацию среди населения, особенно усилив ее за последнее время /май, июнь м-цы 33г./ в связи с эпидемией "септической ангины" в Ишимском районе своей деятельностью группа срывала работу по мобилизации населения на борьбу с эпидемией и способствовала распространению последней среди населения".
Следствием было установлено, что о. Андрей Сивиллов, Пуртов, Кузеев и Савкин являясь антисоветски настроенными элементами, с момента ликвидации кулачества как класса и коллективизации населения, будучи непримиримо настроенными к этим мероприятиям Советской власти и партии, объединилиись в а/с группировку под руководством священника о. Андрея. Эта группировка якобы вела а/с агитацию, направленную на развал колхоза, используя для этого организационно-хозяйственные трудности, переживаемые колхозом.
Допрошенный по существу группировки обвиняемый Пуртов Иван Петрович показал: "Священник Сивилов, я /Пуртов И.П./, Кузеев И.Я. и Савкин А.И. представляли из себя группу лиц, объединенных общностью взглядов. являясь единомышленниками по религиозному убеждению, мы имели и одинаковые политические взгляды. Мы не согласны с политикой власти и партии. Я считаю, что существующее положение свидетельствует о том, что признаки пришествия антихриста на лицо. Имеют место закрытие церквей, пропаганда идей безбожия. Эти признаки пришествия антихриста являются сигналом к тому, что близок страшный божий суд»
По мнению следствия, имея такие резкие взгляды, участники антисоветского объединения стремились привить их окружающему населению. С появлением эпидемии "септической ангины" эта группа лиц, используя растерянность населения, повела а/с агитацию, основной мыслью которой была та, что "болезнь является следствием голода", к которому привела Советская власть своей политикой коллективизации, что люди забыли Бога и эта болезнь - кара Божия, послана людям за их грехи и нежелание раскаяться. Так, например, на похоронах колхозника Шишкина, умершего в мае 1933 года от эпидемии, о. Андрей Сивиллов среди собравшихся говорил: "Умирают люди от плохой пищи потому, что едят траву" (Показания свидетельницы Шишкиной) (см. слайд №15).
В мае же 1933 года в помещении сельсовета по вопросу об эпидемии среди собравшихся колхозников в количестве 10-ти человек о. Андрей Сивиллов говорил: "Советская власть не дает хлеба, колхозников кормят травой и если так будут кормить, то все передохнут" (Показания Севастьянова).
Допрошенный по этому вопросу Пуртов И. П. показал: "Исходя из моих религиозных убеждений, я среди населения говорил о том, что в библии указано, что все неверующие будут наказаны разными болезнями, как например, я указывал на эпидемическое заболевание, которое имеется у нас, считая необходимым, чтоб верующие молились Богу. Я в период заболевания говорил, что церковь закрывать не нужно, хотя знал, что скопление народа в церкви во время богослужения ведет к распространению эпидемии"./Показания Пуртова л.д. 18/. - "Отец Андрей по сути дела является таких же убеждений, как и я, т.е. антисоветски настроенным элементом, который своей а/с деятельностью способствовал распространению эпидемии."/Показания Пуртова л.д. 17/
При обыске у о. Андрея Сивиллова изъята т. н. а/с рукопись в 2 экземпляра, под заголовком "Наука и религия" (См. Слайд №16). В этой рукописи приводится список верующих ученных, с их словами, в защиту Веры. Это был ответ атеистам, утверждавшим, что вера присуща лишь неграмотному населению.
Следствием было постановлено: " На основании вышеизложенного по данному делу привлечен к ответственности и обвиняется:
Сивиллов Андрей Викторович -- 1880 года рождения, русский, сын псаломщика б/Тобольской губ., Тюкалинского уезда, Баженовской волости, села Куртапивинского, священник, тихоновец, имеет среднее образование, женат: жена 52 лет и три дочери в возрасте от 3 до 16 лет. Ранее не судимый, в армиях не служил. Последние годы проживал в гор. Ишиме, в том что: "Возглавлял к-р группировку церковников, ставившей своей целью борьбу с соввластью, с использованием в этих целях религиозных предрассудков масс. Проводил а/с агитацию, направленную на срыв мероприятий в деревне, т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58-10, 11 УК РСФСР."
Виновным себя полностью не признал /см. л.д. 12/, но изобличается показаниями обв. Пуртова /см. л.д. 17-18/, свидетелей - Шишкиной, Севостьянова /л.д. 14-16/ и материалами обыска.
Принимая во внимание изложенное, предъявленное обвинение Сивиллову Андрею Викторовичу по ст. 58-10, 11 УК считаю доказанным и руководствуясь приказом ОГПУ № 172 от 1924 г. и 210, 211 ст У.П.К. - ПОСТАНОВИЛ:
Следственное дело № 11700 по обвинению Сивиллова Андрея Викторовича направить на рассмотрение особ. Совещания при Коллегии ОГПУ."
На Особом Совещании при Коллегии ОГПУ от 16 сентября 1933г. решили: " Сивиллова Андрея Викторовича - выслать на Урал, сроком на три года. сч. срок с 24/У1-33г./ Дело № 7924 по обвин. гр. Сивиллова Андрея Викторовича по 58/10 ст. УК./
Изучая этот документ, напрашивается вопрос о том как можно было довести людей до того, что им приходилось есть траву вместо хлеба? По сути, о. Андрей обличал истинную причину болезней и смертей в районе, но как мы видим на его примере мужественного священника - любое несогласие с существующим порядком немедленно каралось.
После возвращения из ссылки, о. Андрея выслали в г. Тобольск. Здесь он проживал по улице Аптекарской 1. Работал кучером больницы.
Но здесь батюшку не оставили в покое. Если дело приобрело ход, то его нужно было довести до конца — до физической расправы. Для советской власти это было не трудно. В 1937 г. на группу лиц, в основном связанных с церковью, было возбуждено уголовное дело. Всего их было 267 человек, и среди них был о. Андрей Сивиллов (см. слайд № 17).
Обвиняемые были подвергнуты наказанию лишь за то, что якобы состояли членами к/рев. повстанческой организации, которая готовила свержение Советской власти путем вооруженного восстания в момент нападения Японии на СССР.
К/рев. повстанческая организация, якобы, имела связь с гор. Харбиным через членов этой организации Ушарова и Заборовского, которые получали из Харбина от белоэмигрантов своих родственников установку и задание о подготовке восстания внутри страны в момент нападения Японии на СССР.
И далее следует такое обвинение: "Организация проводила угрозы и убийства сельского актива с целью прекращения их деятельности на пользу социалистического строительства."
В 1937 г. эту группу лиц, в т.ч. и о. Андрея Сивиллова расстреляли, по постановлению Омского УНКВД от 10 октября этого же года.
(См. Слайд № 18) Только в 1956 г. Президиум СССР, заслушав протест, поддержанный прокурором области Лоскутовым и рассмотрев материалы дела решил, что постановление тройки УНКВД Омской области подлежит отмене на основании того, что из материалов дела и произведенной проверки видно, что каких-либо документальных или иных материалов о существовании в Тобольском, Вагайском, Байкаловском и Ярковском районах к/рев. повстанческой организации не имеется. Эти данные также отстутствуют в архивах бывшего УНКВД Омской и Тюменской областей и бывшем Тобольском окружном отделе НКВД.
О наличии к/рев. повстанческой организации на территории Тобольского, Байкаловского, Ярковского и Вагайского районов дали показания обвиняемые по другому делу. Что удивительно, указанные обвиняемые назвали большое количество членов повстанческой организации, в целом по данному делу было арестовано 267 чел. и причем из этого количества виновными себя признали только 15 человек.
По протесту прокурора области и Постановлением Президиума Тюменского Областного суда от 1 сентября 1956 года решение тройки УНКВД Омской области отменено и дело обвиняемых прекращено за отсутствием состава преступления.
Признательные показания 15 человек, которые признали себя виновными не могут расцениваться как доказательства из-за множества несостыковок в их заявлениях. Не исключена, в данном случае возможность, что обвиняемые оговаривают себя и других обвиняемых.
Анализ материалов следствия и произведенной проверки показывает, что обвиняемые по настоящему делу привлечены к уголовной ответственности и осуждены не обоснованно.
В силу изложенного и руководствуясь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года, Президиум постановил, что решение тройки УНКВД Омской области от 10 октября 1937 года по которому подвергнуты Высшей Мере Наказания - расстрелу ряд лиц, отменить и дело производством прекратить за отсутствием состава преступления.
Таким образом, все обвинения, выдвинутые в адрес расстрелянного священника, были сняты просто «за отсутствием состава преступления». Это показывает насколько ничтожна была человеческая жизнь в глазах государственного аппарата, ставившего своей целью построение всемирного коммунистического общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение следственного дела священника Андрея Сивиллова позволяет сделать определенные выводы о соответствии заявленным критериям святости. Отец Андрей много трудился на благо Церкви и вел достойную христианскую жизнь, о чем свидетельствуют награды, которыми он был отмечен священноначалием (в 1909 — право ношения набедренника, а в 1912 — скуфьи). Кроме того, он до конца жизни безукоризненно исповедовал православие, не смотря на соблазн перейти к «обновленцам» во всех допросах и анкетах он выступает как «священник-тихоновец», чем свидетельствует о своей верности Патриарху Тихону и Православной Церкви. И самое главное то, что отец Андрей стоял за веру и свое служение даже до крови, он стойко принял истязания, лишения и смерть за Христа. Он является хорошим примером ответственного и смелого служения Богу и людям, когда для спасения жителей села батюшка пошел даже на обличение власти. О. Андрей прошел заключение на Урале, а по возвращении в Сибирь был вновь осужден и расстрелян. Примечательно, что ответы священника на допросах четкие, ясные, взвешенные. Следствию было сказано ровно столько, сколько им уже было известно.
Предварительное знакомство с доступными архивными данными позволяет говорить о соответствии жизни и подвига священника Андрея Сивиллова тем критериям, которые выдвигает московская синодальная комиссия по канонизации. Это открывает широкие перспективы для дальнейших действий.
Нужно отметить, что в рамках нашего исследования решены все поставленные задачи и главная цель –подготовка материалов к канонизации – достигнута. На основании результатов данного исследования может быть составлена справка для епархиальной комиссии по канонизации для включения в повестку детального изучения личности и жизни мученика. Подготовка необходимой документации занимает продолжительное время, поскольку могут потребоваться дополнительные архивные данные.