РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Силуянов К.А. 1, Алексеева О.В. 1, Артеев Д.С. 1
1Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Удовлетворенность потребностей населения в рекреационных услугах является важнейшим и сложным вопросом оценки на современном этапе экономического развития [1]. Эта проблема все еще является неразрешенной и актуальной. Исследователи [2, 3, 6, 8] наиболее широко изучили комплекс потребностей в продуктах питания, жилье и прочих материальных благах, нежели потребность человека в отдыхе.

К рекреационным потребностям человека относят: потребность в восстановлении сил, которая удовлетворяется питанием, сном, движением; потребность в лечении и профилактике болезней; потребность в оздоровлении, которая удовлетворяется общением, прогулками, купанием; потребность в физическом развитии и самоутверждении; потребность в познании и духовном развитии, которая удовлетворяется посещением музеев и театров, памятников природы и культуры [2, 3, 4, 11].

По мнению И.В. Зорина и В.А. Квартальнова [3] понятие «рекреация» включает: расширенное воспроизводство сил человека (физических, ин­теллектуальных и эмоциональных); любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды.

Рекреационно-оздоровительная деятельность – важный элемент воспитания человека, активное средство воздействия общества на формирование морального и духовного облика, обеспечение физического совершенства человека, средство, способствующее его всестороннему гармоническому развитию, сохранение крепкого здоровья и творческой активности [8].

В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации (Часть 3, раздел 5, глава 17) дается понятие времени отдыха и перечисляются виды времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ под временем отдыха понимается «время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Следовательно, время отдыха работник использует для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, для восстановления затраченных сил. В соответствии со ст. 107 ТК РФ «видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска».

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат (Советский энциклопедический словарь, 1989). Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности [5, 6].

Более известными видами рекреации являются климатическая, географическая, досуговая, творческая, познавательная, физкультурная, оздоровительная и другие.

Под творческой рекреацией Н.А. Киселева [4] понимает создание новых по замыслу художественных, научных и технических ценностей: живописи, музыки, литературных произведений, вышивки, плетения, лепки, резьбы по дереву, гончарных изделий, конструирования и так далее. Развитию этих умений способствуют Дом детского творчества и учреждения дополнительного образования с многочисленными кружками и клубами по интересам, Дом ремесел, Центр народных промыслов, Центр семьи, городской культурный центр, музыкальные и художественные школы, литературные клубы, танцевальные и хоровые коллективы и так далее [4].

С точки зрения Н.А. Киселевой, пассивная творческая рекреация предполагает знакомство с творчеством других людей на выставках, концертах, конкурсах, ярмарках и удовлетворение познавательной потребности человека и его потребности в общении, а также возможность обмена опытом [4]. Л.М. Шляхтина [11] считает, что рекреация в музее может происходить в форме музейного праздника, концерта, бала и пр.

В оздоровительной рекреации применяются медико-биологические, естественно-природные, психологические и нетрадиционные средства оздоровления, а также физкультурно-оздоровительные системы [7, 10].

Физкультурно-оздоровительные системы – научно обоснованный набор физических упражнений и природно-гигиенических факторов, различных по своей функциональной, физиологической и психической направленности, роду, предметным формам применения, воздействию на организм в соответствии с его анатомо-физиологическим строением, по условию осуществления [6].

Нетрадиционные средства оздоровления – совокупность физических упражнений определенной направленности в сочетании с другими видами деятельности эстетического, силового, ритмического характера. К ним относятся: атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, спортивные оздоровительные танцы, «тропы здоровья» и другие.

К медико-биологическим, естественно-природным и психологическим средств оздоровления относят научно обоснованные приемы воздействия на организм человека физического, психологического и функционально-биологического характера. Они включают в себя биомеханическую стимуляцию, общий и профилированный массаж, общее и профилированное закаливание, психологический тренинг, гидробальнеопроцедуры.

Воздействие климата на организм человека называют биоклиматом [8]. Климатическая рекреация представляют собой комплексное воздействие метеорологических характеристик воздушных масс на организм человека: температуры, скорости ветра, влажности, давления.

Для оценки биоклимата все биоклиматические параметры рассматриваются по степени благоприятности их воздействия на организм человека. При этом неблагоприятные факторы, оказывающие повышенную нагрузку на адаптационные системы организма человека, названы раздражающими. Метеорологические условия, приводящие к менее выраженному напряжению приспособительных механизмов в организме человека, названы тренирующими. В целом они относительно благоприятны, а для большинства людей, не страдающих тяжёлыми заболеваниями, являются полезными условиями, оказывающими тренирующее воздействие. Щадящие климатические условия благоприятны для всех без исключения людей, в том числе для ослабленных больных, находящихся на лечебном отдыхе в санатории или на курорте.

Категорирование медико-климатических условий даёт научно обоснованные критерии для рекомендаций населению при освоении новых территорий, выборе места жительства, планировании и проектировании профиля курортных зон, организации санаторно-курортного процесса, повышении эффективности санаторно-курортного лечения и организации оздоровительного отдыха [8].

Термический режим характеризуется продолжительностью периодов: безморозного, благоприятного для летней рекреации; благоприятного для зимней рекреации; купального периода; а также теплоощущением человека в холодный и зимний период для обеспеченности теплом в тёплый период.

Физкультурная рекреация, представляя собой важный вариативный, не регламентированный вид физической активности, тем не менее, предполагает необходимость соблюдения ряда жестких правил и требований к проведению занятий (педагогический и медицинский контроль, самоконтроль, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающихся, консультации со специалистами и т. п.) [9].

Оздоровительно-рекреационные занятия, проводимые на природе, дают радость общения с ней, наслаждения, формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, а также широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта. Таким образом, занятия рекреативной направленности повышают уровень физической культуры личности [3, 10].

Основными формами физической рекреации взрослого населения являются [9]: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, тенннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п. Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, состязательная и игровая деятельность, участники которой с учетом пола, возраста и подготовленности имеют примерно равные возможности активного отдыха, эмоциональной разрядки, двигательной нагрузки и достижения двигательного результата в доступных им упражнениях. К ним относятся: спартакиады, соревнования по видам спорта, дни здоровья, физкультурно-оздоровительные праздники, фестивали, конкурсы, подвижные игры, эстафеты и аттракционы, «поезда здоровья» и др.

Заключение. Рекреация имеет огромное экономическое значение. У человека, который хорошо отдохнул, будет высокая работоспособность и меньший шанс заболеваемости. Снижение числа лиц временной нетрудоспособности по болезни и повышение производительности труда ярко отражаются на экономических показателях – снижаются расходы на здравоохранение.

Отдых восстанавливает работоспособность человека, снижает нервное, психическое и физическое напряжение. Отдых является главной частью общественной жизни трудящихся, что определяет его как социальную категорию.

Развитие рекреации и туризма ведет за собой развитие общественного производства, влияет на улучшение его структуры, повышение продуктивности труда во многих отраслях экономики: строительство, торговля, сельское хозяйство, транспорт, связь, модернизация дорог, гостиниц, кинотеатров, реконструкция памятников, способствует общему благоустройству городов.

Рекреация сформировалась как важнейший фактор воспроизводства человека и рабочей силы, а расходы, связанные с ней, являются необходимыми и оправданными.

Список литературы

  1. Бойко М., Гопкало Л. Принципы формирования приоритетных направлений туристической политики // Региональная экономика. 2005. №1. С. 222.

  2. Воитлева Н.А. Ученые о сущности педагогического творчества [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchenye-o-suschnosti-pedagogicheskogo-tvorchestva

  3. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.

  4. Киселева Н.А. Рекреационные технологии в Псковском регионе [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsionnye-tehnologii-v-pskovskom-regione#ixzz40PbGkJyb

  5. Клеменко А.Э. Психологические факторы разработки и реализации программ физической рекреации в сфере организованного отдыха [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-faktory-razrabotki-i-realizatsii-programm-fizicheskoi-rekreatsii-v-sfere-o

  6. Легенький Ю.Г. Феномен рекреации в искусстве, архитектуре, дизайне [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/legenkij.htm

  7. Махмутгири А.Э. Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-utochnenii-ponyatiya-fizkulturno-rekreatsionnaya-deyatelnost

  8. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 207 с.

  9. Пружинин К.Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. 120 с.

  10. Сырова С.В. Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях ВУЗОВ не физкультурного профиля [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-fizkulturnoy-rekreatsii-studentok-v-usloviyah-vuzov-nefizkulturnogo-profilya

  11. Шляхтина Л.М. Музей и посетитель [Электронный ресурс]. URL: http://www.susun.ru/suzunskij_kraeved_museum/muzejj_i_posetitel

Просмотров работы: 1549