РАЗВИТИЕ МИФОЛОГЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Воротов А.В. 1, Пушнина А.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, в XIX веке, веке высоких технологий особенно остро стоит вопрос об искусственном интеллекте и отношении к нему человечества. К 2017 году люди достигли невероятных высот в области искусственного интеллекта. Вычислительные способности современных машин уже в разы превосходят человеческие, появилось понятие «самообучающихся машин», роботов, способных с невероятной четкостью выполнять человеческую работу. Но очень важным и злободневным является вопрос: «Как современный человек относится к искусственному интеллекту?».

Отношение людей к интеллектуальным машинам достаточно неплохо проиллюстрировано в кинематографе. К примеру, «Суррогаты» ‑ фантастический боевик 2009 года, главную роль в котором сыграл всемирно известный Брюс Уиллис. Действие разворачивается в будущем, в 2057 году. Лайонел Кэнтop вёл исследования для облегчения жизни людям с ограниченными возможностями. Он разработал интерфейс, который позволяет инвалиду, лишённому, например, возможности ходить, силой нервных импульсов управлять андроидом. При этом андроид ведёт себя полностью как человек, а человек-оператор ‑ чувствует и переживает все ощущения, которые «переживает» его электронный двойник. Изобретение, позволившее инвалидам с ограниченными возможностями жить полной жизнью, вскоре стало использоваться и здоровыми. В результате мир преобразился: 98 % населения Земли не выходят из своих домов, а в это время их жизнью живут роботы-суррогаты. Готов ли современный человек проживать свою жизнь таким образом и стоит ли такая жизнь быть прожитой?

Конечно же, помощь инвалидам – бесспорно огромный плюс машин. На данном этапе развития искусственного интеллекта уже существует рука-робот, способная управляться мозгом. Мышцы, оставшиеся в верхней части руки, получают команду. Затем электрические сигналы от сокращения мышц передаются чипам. Кисть, у которой существует 14 режимов захвата, может вращаться вокруг своей оси, а пальцы гнуться. Это самый совершенный протез, позволяющий человеку, лишившегося руки, выполнять действия даже с самыми мелкими и хрупкими предметами. К примеру, очистить банан, завязать шнурки, взять в руки стакан воды, напечатать с помощью клавиатуры письмо.

Несмотря на то, что наблюдается постоянное увеличение масштабов применения искусственного интеллекта в повседневной жизни человека, и люди начинают привыкать к высоким технологиям, этот факт вызывает определенные опасения. В настоящее время человечество затрудняется дать однозначный ответ на вопрос о роли искусственного интеллекта в жизни и деятельности человека. В данном исследовании нами был проведен опрос, в ходе которого 324 респондента ответили на вопрос: «Как вы относитесь к искусственному интеллекту? «Умные машины» ‒ спасение или погибель для человечества?» Результаты оказались впечатляющими. Оказывается, что большая часть опрошенных, а именно 46,6%, сказали, что они относятся положительно к развитию искусственного интеллекта и считают, что за этим будущее. А вот 21,9% действительно боятся роботов и уверены в том, что они смогут поработить человечество. Вариант ответа «Отношусь отрицательно, они не нужны человеку» выбрали 14,8% респондентов. А остальные 16,7% затруднились ответить на данный вопрос.

В современном массовом сознании автономия техники мистифицируется и мифологизируется (например, образ Голема, способного уничтожить своего создателя, или образ Франкенштейна). Подобную мифологизацию можно наблюдать и в современных культовых фильмах, таких, как «Терминатор», «Матрица» и др. Угроза власти техники над человеком – основная мысль этих мифологем. По мнению М.А. Антипова и А.В. Гладилина, не стоит поддаваться технофобским настроениям и всерьез воспринимать подобные сценарии развития будущего [1, с. 74 – 77]. Именно на данный момент такой вариант исключен, так как не имеет под собой почвы в виде соответствующих технологий. Негативный эффект от развития систем искусственного интеллекта проявляется в ослаблении человека, его тела и духа. Системы искусственного интеллекта, заменяя живого человека, снимают с него львиную долю как физической, так и интеллектуальной нагрузки.

Применение подобных технологий меняет как мировоззрение человека, так и самого человека. Как отмечает Х. Ортега-и-Гассет, избыточные блага (имеются в виду неограниченные возможности цивилизации) «сами собой уродуют жизнедеятельность и производят на свет такие ущербные натуры, как «баловень», или «наследник» … или, наконец, самый вездесущий и законченный тип – современного массового человека» [2, с. 90 – 92]. Именно цивилизация позволила человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, но не забот, очутиться среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, не задумываясь при этом, как непросто все это создавать и обеспечивать их появление впредь.

Очевидным остается тот факт, что такого рода устройства не подобны человеческому интеллекту, они лишены самосознания, эмоциональной составляющей, и особенно остро стоит вопрос об их возможности понимания, ведь даже самый мощный компьютер работает только с «единицами» и «нулями», а при переводе апеллирует различными видами шифрования и дешифрования текстовых единиц, но никак не с пониманием содержания самого текста [3, с. 95 – 100].

В заключении необходимо сказать, что эти машины представляют собой продукт человеческого труда, которому еще далеко до его совершенства. Это значит, что без человека на сегодняшний день роботы не способны долго существовать, хотя бы по той причине, что любая машина требует замены деталей или отладки программы.

Литература

  1. Антипов М.А., Гладилин А.В. Искусственный интеллект в повседневной жизни современного человека // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. №40. С. 74 – 77.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, Ермак, 2003. С. 90 – 92.

  3. Богачёва Р.А. Проблема недоопределенности значения термина «искусственный интеллект» // Гуманитарная информатика. 2012. № 6. С. 95 – 100.

Просмотров работы: 307