Сегодня достаточно ясно определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной системе. Задача современного образования – перевести учащегося в режим саморазвития и самообразования. Особенно актуально это применительно к быстро меняющимся и перспективным направлениям развития науки и техники, одними из которых являются в настоящее время информационные и коммуникационные технологии. Поэтому для учителя информатики и ИКТ решение задачи по организации учебного процесса, направленного на приобщение учащихся к самостоятельному освоению быстро меняющихся технологий является наиболее острым и востребованным.
Но, к сожалению, часто бывает так: мы видим цель, но не всегда видим пути достижения этой цели. То есть вопрос: «Какие результаты мы должны получить?» для преподавателя неизбежно порождает другой, не менее значимый, вопрос: «А как это сделать?». Перед преподавателем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая систему оценивания. И он, зачастую, пытается новые задачи решать старыми педагогическими технологиями и приемами. Из этого можно сделать вывод о том, что современные занятия требуют изменений в системе преподавания и методах оценки.
Мы должны осознавать, что процесс оценивания - непрерывный процесс, который начинается с выявления потребностей учащихся (именно этим обеспечивается мотивация в начале изучения темы) до демонстрации понимания и проверки приобретенных умений. И каждый этап имеет свой арсенал методов и инструментов. Таким образом, мониторинг оценки учебных достижений учащегося можно разбить на пять этапов:
Выявление потребностей учащихся. Цель этого этапа -определение знаний, умений и опыта, с которыми учащиеся начинают выполнение работы, их эмоционального и психологического настроя.
На этом этапе деятельности предпочтительным является использование сквозных методик оценивания. К таким инструментам относится, прежде всего, таблица «Знаю – Интересуюсь – Узнал» (З-И-У), которую можно организовать с помощью Google Таблицы.
Предлагаемый вариант таблицы «Знаю – Интересуюсь – Узнал» может включать следующие разделы:
Что мы исследуем (познавательные универсальные учебные действия);
Как мы проводим исследование (регулятивные универсальные учебные действия);
Как работаем вместе (коммуникативные универсальные учебные действия).
Перед началом работы учащиеся совместно с преподавателем всей командой или индивидуально заполняют первые два столбца (Знаю – Интересуюсь) таблицы З-И-У. Для преподавателя – это особый процесс познания своих воспитанников, для учащихся – самопознания. Затем результаты обобщаются. Вывод должен мотивировать ребят к активной познавательной и продуктивной деятельности в команде.
Данная методика хорошо интегрируется с другими техниками формирующего оценивания, нацеленными на выявление потребностей учащихся. И, прежде всего, это мозговой штурм. Например, заполнение таблицы можно проводить в команде, коллективно обсуждая образовательные результаты, которые ребята хотят получить в ходе проекта (столбец «Интересуюсь»), одновременно ранжируя потребности (формируя список приоритетов). В этом случае мы переходим к комплексной (интегрированной) оценке потребностей участников проекта, сочетающей мозговой штурм, визуальное ранжирование, аналитическую и прогностическую деятельность.
Говоря о практических рекомендациях по организации мозгового штурма по заполнению таблицы З-И-У, остановимся также возможно, например, использование технологии Tricider. В данном онлайн-сервисе преподаватель организует тему для обсуждения, в которой учащиеся могут предлагать свои решения поставленной задачи/проблемы, оставляя комментарии. Далее они могут проголосовать за наиболее удачное решение или добавить свой аргумент за или против.
Развития самостоятельности и взаимодействия. Цель этого этапа - оценка способности учащихся брать на себя ответственность за собственное обучение, формирование навыков межличностного общения.
На данном этапе занятия учащимся предлагается провести SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны, Weakness - слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) своей деятельности, выявить свои личные (или группы) сильные и слабые качества, возможности и угрозы извне. Первый этап заключается в выделении участниками наиболее важных личностных качеств, свойств (как положительных, так и отрицательных), навыков, которые заносятся в таблицу (Рис.1). Организовать это можно с помощью любого текстового редактора (WordPad, MS Word, Google Документ и т.д.).
Рис.1
Таким образом, левый столбец характеризует личность ученика, правый – образовательную среду, условия, в которых он находится.
Мониторинг прогресса. Цель этого этапа - мониторинг, оценка продвижения учащихся. К инструментам этого этапа можно отнести:
таблицу продвижения;
форма для организации познавательной рефлексии.
Таблицу продвижения легко организовать с помощью Google Таблицы (предоставив доступ по ссылке с возможностью редактирования учащимся (Рис. 2)), MS Excel или MS Word.
Рис. 2
Для создания формы организации познавательной рефлексии можно использовать различные сервисы для создания опросов (LearningApps.org, Kahoot.it, Quizziz.com и др.) или использовать инструмент компании Google - Формы (Рис. 3)
Рис.3
Этап проверки понимания. Цель этого этапа - развитие представлений о способах учебной деятельности.
Онлайн-опросники;
Ментальные карты.
Для организации онлайн-опросников для проверки понимания учащимися материала существует множество сервисов. Так, например, можно применить Kahoot.it. Для использования необходим любой гаджет с подключенным интернетом.
Ментальная карта (карта ума, от англ. mindmapping) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативный способ записи, анализа и упорядочивания информации.
Чтобы использовать в качестве проверки инструмент ментальная карта есть также онлайн-сервисы для ее создания. К таким сервисам относятся bubbl.us, popplet. (Рис.4)
Рис. 4
Этап демонстрации понимания и умения. Цель этого этапа - доказательство понимания и умения, оценивание продуктов учебной деятельности.
Метод портфолио;
Лист оценки качества информационного продукта.
Применение метода портфолио на этапе понимания и умения возможно при использовании Wiki-технологии, сервиса Blogger, сервиса Google Диск и др.
Лист оценки качества информационного продукта создается с помощью любого текстового редактора (Рис.5)
Рис.5
Любой преподаватель хочет, чтобы его учащиеся были успешны. И, конечно, каждый связывает это с накопленными обучаемыми знаниями, умениями, опытом, способностью к адаптации в обществе. Все это, несомненно, связано с умением учащегося оценивать свои возможности, условия, цели и, конечно, результаты. Ведь оценивание должно стать стимулом, импульсом к развитию. Современную образовательную систему необходимо воспринимать как институт концентрированной передачи социального опыта подрастающим членам общества, продуктивность работы которого будет определяться и сформированными у выпускника навыками оценивания и это зависит в первую очередь от компетенции педагога.
Список использованных источников
Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века : Учеб. пособие — 108-е изд., перераб. — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.
Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.