ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Озимчук А.В. 1, Сидорова Н.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникация – это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Новые методы коммуникации изменяют способы установления и поддержания отношений. Сегодня человек благодаря новинкам технологии, через Интернет, может всего за несколько секунд завести знакомство с другим человеком, живущим в любой части света.

Многие люди, ведущие переписку по электронной почте, полностью удовлетворены уже тем, что имеют возможность знакомиться и разговаривать друг с другом. В исследовании общения, проведенном Парксом и Флойдом в 1996 году, было обнаружено, что около четверти (23,7%) испытуемых общались со своими партнерами, по крайней мере, три или четыре раза в неделю и около половины (55,4%) переписывались, по крайней мере, раз в неделю. Взаимоотношения по электронной почте привлекательны для некоторых деловых людей потому, что у них нет времени на "свидание в кафе". Люди, которые уже встречаются, поддерживают отношения при помощи электронной коммуникации, когда по работе или из-за учебы им приходится находиться далеко друг от друга.

Однако отношения с использованием электронных средств лишены многих преимуществ традиционных отношений: люди не испытывают ощущения физической близости, чаще они ничего не знают о том, как выглядит их партнер, к какой группе или слою общества он принадлежит.

Критикуя общение через Интернет, некоторые указывают на то, что при личном контакте большую роль играет эффект присутствия и имеется возможность непосредственной обратной связи. Кроме того, в большинстве электронных форм общения у людей нет возможности воспринимать невербальные сообщения.

Важно, что общение по электронной почте привлекательно для тех, кому трудно по тем или иным причинам установить прочные межличностные отношения. Поскольку человек планирует общение по электронной почте, у него есть возможность проявить вербальные навыки и чувство юмора в написании писем, не стесняясь своей внешности.

Типичные особенности общения в социальных сетях

1. Электронная коммуникация не столь интенсивна, потому что люди обмениваются только вербальными посланиями. Поскольку они не видят и не слышат своих партнеров по переписке, не воспринимают невербальные сигналы, сообщения можно неправильно интерпретировать.

2. Электронная коммуникация протекает медленнее, чем личный разговор, и поэтому у человека может быть больше времени подумать. Это лишает взаимодействие спонтанности, обычной для личного общения.

3. Участники электронной коммуникации не могут видеть друг друга. Электронные знакомые часто сохраняют свое имя в тайне, придумывают псевдонимы или новые имена.

4. В личных отношениях доверие устанавливается не сразу: мы знакомимся с человеком, начинаем с ним общаться, на основании его поведения мы принимаем решение, хотим ли мы перейти к более близким отношениям.

5. А в отношениях, которые мы устанавливаем по электронной почте, труднее оценить, можно доверять человеку или нет. Так как здесь утрачивается спонтанность и невербальная информация.

6. Кроме того, использование электронных средств связи для формирования отношений иногда провоцирует неэтичное поведение.

Основные элементы коммуникации:

  • Источник (отправитель)

  • Сообщение

  • Канал

  • Получатель

  • Обратная связь

Следует выделить кроме того и основные этапы коммуникации:

  1. Зарождение идеи (формирование основной мысли/содержания)

  2. Кодирование сообщения (запись)

  3. Выбор канала (сети)

  4. Передача сообщения (отправление/пересылка)

  5. Декодирование (понимание/интерпретация)

Недостатки электронный коммуникации

1. Злоупотребление анонимностью. Довольно часто люди выдумывают вместо себя вымышленного персонажа. У электронных друзей и знакомых нет ни ответственности, ни обязательств, а без них невозможны никакие серьезные отношения.

2. Обман. Люди дают неправильную информацию о своей половой принадлежности, физических качествах и пишут о вымышленной карьере, социальном статусе. Как указывает Дженни Прис, "любой электронный роман может прекратиться, когда встреча в реальной жизни разрушит иллюзии" (2000 год).

3. Зависимость. Третья потенциальная проблема для молодежи – это зависимость от технических средств, то есть поведенческая зависимость, связанная с взаимодействием человека и машины. Соблазны электронного общения могут повлиять на ухудшение "обычных" межличностных отношений

Иностранный язык в рамках коммуникации

Иностранный язык является обязательной дисциплиной образовательной программы и должен реализовываться с применением как традиционных, так и информационных технологий образовательного процесса.На современном этапе высшие учебные заведения стоят перед необходимостью обучать иностранному языку не только как средству общения, но и формировать культурно-языковую личность готовую к межкультурному общению.

Практика показывает, что молодежь не только не готова к общению на иностранном языке, но даже порой не обладает необходимым лексическим минимумом, не знает элементарных правил грамматики, не говоря уже о фонетике или ритмике иностранного языка, затрудняется излагать свои мысли на иностранном языке, воспринимать иностранную речь, участвовать в устной коммуникации.

Однако с этой стороны, возможность электронной коммуникации открывает свои достоинства в данной проблеме. Возможность общения с контингентом других государств в социальных сетях позволяет совершенствовать навыки владения иностранным языком. Кроме того, наблюдаются такое достоинство, что вербальная информация легче воспринимается человеком, который не в совершенстве владеет иностранным языком.

Возникает еще одна интересная особенность. Речь о существовании в мире уже с десяток различных социальных сетей. Изначально электронная коммуникация была затруднена тем, что не носила глобального характера. Человек, который решил эту проблему – никто иной как Марк Цукенберг, создатель Facebook. Дело в том что в данной сети сотни миллионов пользователей со всего мира, и если российский студент желает попрактиковаться в коммуникации с иностранцем, скорее всего выберет именно эту сеть.

Однако отойдем от глобализации и придём к новой идее: которая заключается в том, что, то или иное государство имеет «свою основную сеть». И это будет очень актуально если обратить свой взор на «страны юга». Например: огромную репутацию приобрели такие российские сети как «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир». Несомненно, что русский человек предпочтет для коммуникации именно ту сеть, которая приоритетна в его стране. Так идея в том, что существуют ли такие «основные сети» в государствах средней Азии, ближнего востока и других малых государствах? Создание такой «основной сети» принесет небывалый доход и даст людям возможность для электронной коммуникации внутри «своей сети».

Выводы

Таким образом, на современном этапе развития, человечество практически не представляет свою жизнь без электронной коммуникации. Использование электронных средств для коммуникации имеет свои достоинства и недостатки и споры о преобладании «минусов» над «плюсами» или наоборот не прекратятся никогда.

Особую опасность представляет злоупотребление анонимностью и обманом, когда по электронной почте переписываются дети. Многочисленные исследования показали, что в настоящее время более сотни миллионов детей и подростков до 18 лет поддерживают переписку по электронной почте. К сожалению, очень часто это перерастает в зависимость. Родители должны следить за тем, с кем общаются дети по электронной почте и с помощью специальных программ блокировать доступ к нежелательным сайтам.

Список литературы

  1. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство, изд. 2-е. – М.: "Знание", 1980. – 160 с.

  2. Методика преподавания иностранных языков в высшей школе / под ред. С.Г. Тер-Минасовой. М., 2003. С. 36.

  3. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Рос. новый ун-т, 2005. 379 с.

  4. Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

Просмотров работы: 852