РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНА

Никулина Е.В. 1, Орлова А.В. 1, Мальцева М.В. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время предпринимательство является существенным фактором экономического развития региона. Оно занимает важное место в экономических отношениях, так как способно предложить инновационное решение возникших идей.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предпринимательская деятельность (предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Белгородский район – это один из самых динамично развивающихся районов области. На протяжении своей истории он оставался в центре всех социально-экономических преобразований, и предпринимательство не исключение.

Динамично развивающийся в Белгородской области, малый и средний бизнес, являются важнейшей точкой роста экономики. В настоящее время в области действует 84 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, их них 37326 малых и средних предприятий – юридических лиц и 47044 индивидуальных предпринимателей.

Рост количества действующих субъектов малого среднего предпринимательства представлен в таблице 1.

Таблица 1

Предприятия и организации Белгородской области

 

2013

2014

2015

2016

Малые и средние

33461

34799

36119

37326

На 1000 человек населения

21,71

22,54

23,33

24,09

ИП

50750

45280

46636

47044

На 1000 человек населения

32,93

29,32

30,13

30,36

Длительность и сложность развития предпринимательства приводит к необходимости его государственного регулирования.

Одним из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности является государственный контроль.

Контроль, с одной стороны, - это неотъемлемый элемент государственного управления, , а с другой стороны, - самостоятельная функционально форма деятельности государства в области предпринимательства.

Государственный контроль в сфере предпринимательства – это система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

В зависимости от стадии проведения контроля (надзора) и цели проверки можно выделить следующие виды контроля:

1) предварительный (организация и проведение проверок, профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности);

2) текущий (оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности);

3) последующий (проверка исполнения тех или иных решений государственных органов, принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

К непосредственному контролю над предпринимательской деятельностью относятся, например, требования, установленные государственными стандартами. Данные требования обеспечивают безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаемые санитарными и ветеринарными правилами и нормами и т. д.

Также к данному виду контроля за предпринимательской деятельностью следует отнести контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции имеют право:

- проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

- запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;

- оставлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

- выносить предупреждение лицензиату;

- осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

По характеру и объему объекта контроля различают два вида контроля:

  1. общий контроль

К данному виду контроля можно отнести контроль, осуществляемый органами прокураторы за соблюдением законов предпринимательскими структурами.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.08 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.09 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.08 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурорский надзор осуществляется в сфере экономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижения административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, оперативного предупреждения и пресечения нарушений прав предпринимателей.

  1. специальный контроль

К данному виду относится валютный, налоговый, транспортный, бюджетный, контроль за деятельностью кредитных и страховых организаций.

В настоящее время наиболее важным видом специального государственного контроля является валютный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль обеспечивает реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Велика роль налогового контроля, суть которого заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

В целях осуществления контроля проводятся проверки.

Проверка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности, по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействий), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленными муниципальными правовыми актами.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

-получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

-обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Государственный контроль производится в строго определенном законом порядке. Так, все мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Мероприятия по контролю представляют собой действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно- следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности федеральными государственными органами и органами субъектов РФ, при выявлении фактов нарушений, руководствуются Кодексом об административных правонарушениях, а именно главой 14 особенной части, содержащей обширный постатейный перечень правонарушений и соответствующие санкции в области предпринимательской деятельности.

Основополагающим принципом государственного контроля в правовом государстве должен являться принцип соблюдения прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности.

В этом плане показательным является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Белгородской области государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности осуществляют следующие органы:

1. Департамент экономического развития Белгородской области.

2.Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.

3.Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов.

4.Управление государственного заказа и лицензирования.

5. Федеральная налоговая служба Белгородской области.

6.Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области.

7. Прокуратура Белгородской области.

Контрольная деятельность в сфере предпринимательства является неотъемлемым правом и обязанностью органов государства, она осуществляется в соответствии с законодательством и служит реализацией конституционных принципов верховенства закона, разделения властей.

Подводя итог, следует сделать вывод, что, в современный хозяйственный оборот вовлекается все больше хозяйствующих субъектов. В связи с этим нельзя недооценить стратегическую важность обеспечения со стороны государства и государственных органов должного контроля. Именно от государства зависит каковы будут условия создание благоприятного «климата» для развития предпринимательской деятельности и, как следствие всей экономики в целом. В системе государственного регулирования предпринимательской деятельности значительная роль отведена государственному контролю в связи с необходимостью обеспечения, прежде всего публичных интересов государства, а также защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении контрольных мероприятий.

Литература

1. Лапуста М. Г. Предпринимательство [Текст]: учебник / М.Г. Лапуста. – М.:ИНФРА, 2014.

2. Андреева Н.Г. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение [Текст] / Л.В. Андреева, М.: Юриспруденция, 2014. - 460 с.

3. Свечникова Н.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации в современных условиях [Текст]: // Предпринимательское право. 2013. №4.

4. Тарасов Ю.А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности [Текст]: // Российский следователь.2013. № 3. - 32-36с.

5. Никулина Е.В, Мочалова Я.В. Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе // Научный результат. Серия «Экономические исследования». – 2014.-№2.

Просмотров работы: 286