К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Спикина О.Р. 1, Лебедева М.П. 2
1САФУ ВШЭНиГ
2САФУ ВШПиПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Человека без знаний о его здоровье и о том, как его поддержать, можно считать малокультурным.

З. И. Тюмасева с соавторами определяют культуру здоровья как целенаправленную систему действий и отношений, в значительной степени влияющих на качество персонального и коллективного здоровья, состоящих из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также соблюдения здорового стиля жизни» [7].

По мнению В.В. Кожанова: «Культура здоровья – совокупное индивидуальное качество, формирующееся в результате систематического, целенаправленного воспитания и обучения на базе мотивационного отношения к своему здоровью, обогащения опытом применения валеологических знаний, умений и навыков организации здорового образа жизни на практике, а также развития всех элементов валеологического сознания». Автор считает, что культура здоровья включает в себя три составляющие: умственный – знания в области валеологии, организации здорового стиля жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный – уважительное отношение к своему здоровью; действенно-практический – активное применение валеологических знаний, умений и навыков на практике [5].

Возникают и новые понятия, схожие по значению с культурой здоровья. Так Д. Алхасов предлагает определение «ортобиотическая культура здоровья». Ортобиотика – это наука о здоровье, методах его сохранения, опирающаяся на создание рационального образа жизни, фундаментом которого является многолетнее сбережение и укрепление здоровья и осознание ценности собственной жизни. Автор отмечает следующие пути создания ортобиотической культуры здоровья студентов: физический, сконцентрированный на улучшении двигательной и физической подготовки; биоэнергетический, сосредоточенный на отличиях регулирования биологическими процессами; моделирование, нацеленное на реализацию психического воспроизведения жизненных ситуаций и возможности исправления собственных действий; образный, устремленный на синтезирование двигательных образов с целью творческого самовыражения [1].

Резюмируя всё вышесказанное, можно прийти к выводу, что авторы согласны в том, что культура здоровья личности является составной частью общей культуры человека. Она характеризует эмоционально-ценностное отношение человека к своему здоровью, практическое воплощение потребности следовать здоровому образу жизни, ухаживать за собой и заботиться о здоровье окружающих.

Для граждан современной России ценность здоровья не является приоритетной. Возможно, это связано с тем, что в повседневном сознании россиян понятие «здоровье» имеет абстрактное значения, так как существующая традиционная медицинская модель здоровья формировала представление, что патология и болезнь более реальны, чем здоровье и душевное благополучие. Так, в Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Этот подход с медицинской точки зрения значительно сужает сущность самого здоровья, поскольку оно определяется лишь как противопоставление болезни: или человек здоров, или он находится в состоянии болезни. [8]

Мировоззренческий подход звучит в определении, которое дал основоположник валеологии И.И. Брехман: «…здоровье – это физическая, социальная и духовная гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» [4].

В тоже время с биологической стороны здоровье оценивается как целостное динамическое состояние организма, которое обуславливается быстротой адаптации, определяется стойкостью к влиянию агрессивных факторов и способностью возмещать патологический процесс, а также является основой проявления биологических и социальных функций [2].

Таким образом, на наш взгляд, в обобщенной модели подчеркиваются следующие принципиальные способы к определению понятия здоровья: а) как противопоставление болезни; б) как успешная адаптация; в) симбиоз как физического, так и психолого-социального аспектов здоровья.

Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие составляющие здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье молодёжи, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.

Для установления здоровьеохраняющей образовательной среды вуза специалисты работают над различными средствами, методами и образовательными технологиями, так и целостными системами мероприятий, концепциями развития системы высшего профессионального образования. Анализ результатов научных исследований в данной сфере на практике показывает, что организация здоровьеохраняющей образовательной среды в вузе позволяет эффективно реализовывать оздоровительный, воспитательный образовательный потенциал физического воспитания (3,5,6), давая новые возможности для многостороннего культурного развития личности студента.

Таким образом, развитие культуры здоровья студентов является одним из базовых направлений деятельности образовательных учреждений. Такой контекст намеченной проблемы определяет пристальное внимание к будущему нашего государства, выраженной в выдвижении его социальной политики в отношении студентов на передний план.

Формирование культуры здоровья студентов опирается на воплощении механизмов целостного культурного развития личности в условиях её функционирования в образовательной среде вуза, что способствует укреплению здоровья студентов.

Список использованных источников

  1. Алхасов Д.С. Основы спортивной тренировки: методическое пособие для студ. проф. пед. учеб. Заведений для специальности «Физическая культура». – Ногинск; НПК, 2008. –82с.

  2. Апанасенко Г.Л. ВАЛЕОЛОГИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА. НМАПО им. П.Л.Шупика, Киев.2000. – с. 4-11

  3. Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.

  4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – ФиС, 1990. – 207с.

  5. Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12—14.

  6. Стрелецкая Е. П. О результатах внедрения модели «Адаптивная оздоровительно-образовательная среда» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 7—10.

  7. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование: проблемы и решения. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное. - СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.

  8. Большая Медицинская Энциклопедия [Электронный ресурс - Режим доступа: http://bigmeden.ru/article/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5].

Просмотров работы: 233