РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова А.С. 1
1Борисоглебский филиал «Воронежского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эстетическое наслаждение, которое получает человек при восприятии художественного образа, обусловлено не только глубоким содержанием, но и прекрасной формой. Мастерство художника оказывает на нас большое художественное воздействие и способствует восприятию того содержания, которое заложено в образе.

Диалектическая взаимосвязь содержания и формы художественного образа в том и состоит, что содержание непременно оформлено, а форма более или менее полно отражает содержание. В то же время психологи рассматривают художественный образ как форму идеального, которая возникает в сознании художника, затем им воплощается в материале и снова переходит на уровень субъективной реальности – в сознание зрителя. Они отмечают знаково-символический характер художественного образа, подчеркивая, что художественный образ отличается от психического (мысленного, выражающего лишь общее, и чувственного, выражающего лишь индивидуальное) своей наглядностью и конкретностью.

Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества А.Л. Дмитриева, СВ. Иванникова, В.А. Инжестойкова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А, Флерина, которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

Л.А. Венгер, Е.Н. Игнатьев, Н.П. Сакулина основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова, указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

Исследователи В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.

Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. [5, С. 8]

Она утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С. Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Эту же позицию разделяет И.Л. Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. [36]

Исследователи Т.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова, рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша «Ретушь».

На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет – самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Был изучен опыт работы дошкольного образовательного учреждения. Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ используя все средства выразительности такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Развитие выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании будет более эффективным, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира;

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.);

- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно;

Это же утверждали Н.А. Ветлугина [31] и В.С. Мухина [16] в своих исследованиях.

Так же, для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;

- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;

- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;

- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

Таким образом, степень выразительности рисунка дошкольника зависит от того, развито ли у него воображение, образное восприятие, а также от особенностей обучения рисованию.

Литература

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство: Советский художник. Просвещение; 2009 - 319с.

  2. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. Москва: Лист. 2006 - 194с.

  3. Белобрыкина Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007 - 593с.

  4. Буянова Татьяна Анатольевна. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Москва, 2004. – 195 c. РГБ ОД, 61: 05-13/360

  5. Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.

  6. Горичева В.С. Художественно - дидактические игры. Ярославль: ЯГПУ 2009 - 217с.

  7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва, 2006- 89с.

  8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2009 - 379с.

  9. Донин А.П. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 2010 - 139с.

  10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. 2006 - 254с.

  11. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008 - 264с.

  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2006 - 98с.

  13. Комарова С.Т. Как научить ребенка рисовать. - Москва, 2010 - 271с.

  14. Комарова С.Т., Савенко А.М. Коллективное творчество детей. - Москва, 2008 - 318с.

  15. Костерин Н.П. Учебное рисование. 2006 - 327с.

  16. Котляр В.С. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 2009 - 182с.

  17. Лахути М.Д. Как научится рисовать. Москва: Росмэн, 2006 - 98с.

  18. Мелик - Пашаев А., Новлянская З.Д. Ступени творчества. - М., 2008 -342с.

  19. Никологорская Н.А. Волшебные краски. М.: АСТ - Прогресс. 2007 - 218с.

  20. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2010 - 236c.

  21. Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет / Т.С. Комарова [и др.] – М.: Педагогическое общество России, 2012.

  22. Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. 2009 -720с.

  23. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. 2007 - 297с.

  24. Саккулина Н.В, Комарова С.Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2006 - 178с.

  25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов. 2010 - 460с.

  26. Севидж - ХабарадКетти, СпейтерРоуз. Приключения в мире живописи. М.: Издательский дом «Гамма». 2006 - 182с.

  27. Солга Ким. Учимся рисовать. Москва: издательский дом «Гамма». 2009 - 418с.

  28. Соломенникова О.Ф. Радость творчества. - Москва, 2007 - 326с.

  29. Столяр А.Р. Происхождение изобразительного искусства. - Киев: 2006 -182c.

  30. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством / О. Сухинина // Дошкольное воспитание – 2014. – № 2. – с. 36-38.

  31. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2010 - 361с.

  32. Швейко Г.С., И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)" методические пособия специалистов дошкольных образовательных учреждений издательство Карапуз - дидактика 2007.

Просмотров работы: 1309