ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Никулина Е.В. 1, Орлова А.В. 1, Руденко А.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значение поступления финансовых ресурсов в бюджет Российской Федерации трудно переоценить. От государственной казны полностью зависит система жизнеобеспечения всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система, которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы. Серьезные ошибки, допущенные в правовом регулировании налогообложения, создают препятствия для развития нормальных экономических отношений. Государство, установив неэффективную налоговую систему, создает предпосылки, побуждающие к уклонению от уплаты налогов или свертыванию дела, если оно связано с производством. В свою очередь жесткая юридическая ответственность за налоговые нарушения, которая была установлена до принятия Налогового кодекса РФ, порождала разорение предприятий в случае уплаты ими штрафных санкций и пени. Однако и после введения в действие основного налогового закона подобные проблемы не исчезли. Его применение на практике вызывает массу проблем и противоречий. Во многом неудовлетворительное качество этого важнейшего нормативного акта вызвано слабой теоретической разработанностью институтов налогового права и невозможностью применения традиционных подходов к решению проблем ответственности за налоговые правонарушения.

Несовершенство законодательства о хозяйственной деятельности, в том числе и по налоговым вопросам, позволяет иностранным государствам, их специальным службам и организациям, корпорациям, фирмам и компаниям строить свои отношения с нашей страной, исходя из интересов получения односторонней выгоды. Такая деятельность, не встречая организованного противодействия, нередко наносит ущерб политическим и экономическим устоям Российской Федерации. Активная работа преступных элементов внутри страны дестабилизирует и без того сложную в экономическом и политическом отношении ситуацию. Таким образом, нынешнее состояние налоговой системы, имеющей важное значение для российской экономики, создает реальные угрозы безопасности России в экономической и других сферах.

Современное состояние социально-экономического развития показывает, что причины складывающихся угроз экономической, в том числе финансовой безопасности имеют ярко выраженный региональный характер. Одним из важнейших критериев, характеризующих состояние финансовой устойчивости страны и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования всей налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения.

По данным Следственного Комитета Белгородской области можно проанализировать динамику изменений налоговых преступлений. В 2013 году сумма ущерба от налоговых преступлений составила почти 30 млн. руб. Всего экономических преступлений было на сумму 147 млн. руб, а возвращено около 60 млн. руб. В 2014 году сумма ущерба увеличилась на 53% и составила 45 млн. руб., было возбуждено 16 уголовных дел, в суд направлено 4 дела, возмещено на стадии следствия свыше 27 млн. руб., что является почти половиной от нанесенного ущерба. В 2015 году ущерб увеличился на 20% по сравнению с предшествующим годом и составила 54 млн. руб. В данном году было уделено особенное внимание на борьбу в сфере с налоговыми преступлениями. Было возбуждено 33 уголовных дела, в суд направлено 7 уголовных дел, возмещено свыше 37,8, что составило 70%.

Приоритетным направлением остается расследование уголовных дел, возбужденных по фактам хищения денежных средств из федерального бюджета, совершенных посредствам незаконного возмещения НДС.

Такая тенденция имеет негативное значение, вследствие чего:

1) был нанесен ущерб в совокупности более чем на 30 млн. рублей;

2) деньги не были возвращены в бюджет в пятикратном размере, как указано в ст.176 УК РФ.

В Белгородской области максимальная задолженность принадлежит НДС, а наименьшая акцизам. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задолженность по налогам и сборам в Белгородской области в тыс.руб.

Задолженность по:

2013

2014

2015

Акцизам

217

282

296

НДС

1617703

1447476

1500404

Налогу на добычу полезных ископаемых

1549

1937

2591

Водному налогу

602

533

389

Налогу на прибыль организаций

242208

206748

222539

Налогу на имущество организаций

326630

309266

248831

Однако, следует учитывать не только сумму, но и темп прироста задолженности. Данные можно проанализировать в таблице 2.

Таблица 2

Темп роста задолженности по налогам и сборам

Налог

Темп роста

2014 к 2013

2015 к 2014

2015 к 2013

Акцизы

130

105

136,4

НДС

89,5

103

92,7

Налог на добычу полезных ископаемых

125

133,8

167,3

Водный налог

88,5

72,9

64,6

Налог на прибыль организаций

85,4

107,6

91,9

Налог на имущество организаций

94,7

80,5

76,2

Из данных таблицы 2 следует, что большинство налогов за 3 года смогли снизить свои показатели, что является, безусловно, хорошим показателем. Однако, к 2015 году снизить свои показатели смогли лишь налог на имущество организаций и водный налог, другие преследуют динамику роста задолженности, что является негативным фактором борьбы с налоговыми правонарушениями.

Таким образом, наибольшее внимание следует уделить налогу на добычу полезных ископаемых, ведь у него самый большой темп роста задолженности. К сожалению, данный налог с каждым годом увеличивается. В 2014 по сравнению с 2015 на четверть, а в 2015 по сравнению с 2014 на 33,8 %. В целом за 3 года налог увеличился больше чем в половину – на 67,3 %. Так же внимание следует уделить акцизам. Не смотря на то, что по сумме этот налог является наименьшим, он все же продолжает тенденцию роста. За 3 года данный показатель увеличился на 36,4 %. Однако, в 2015 году, по сравнению с 2014, он увеличился лишь на 5%, это означает, что темп роста начал падать, и возможно, в 2016 году темп роста составит меньше 100%.

Одним из основных способов налогового контроля является проведение выездных и камеральных проверок. Именно налоговая проверка позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить исполнение налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах, выявить факты нарушения налогового законодательства и предупредить совершения налоговых правонарушений в дальнейшем.

В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь оказывает влияние на благосостояние населения.

Основным количественным показателем, характеризующим деятельность налоговых органов, принято считать сумму дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами. Общие сведения о суммах, дополнительно начисленных Инспекцией по итогам проведенных проверок за анализируемый период, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Дополнительно начислено платежей по результатам проверки

 

2013

2014

2015

2014/

2013

2015/

2014

Камеральные проверки, всего

526 176

537 369

341 144

102,1

63,5

Выездные проверки организаций, ИП

1 735 970

978 003

929 640

56,3

95,1

Выездные проверки физ. Лиц

27 447

0

1 459

0,0

0,0

Выездные проверки всего

1 763 417

978 003

931 099

55,5

95,2

Итого:

2 289 593

1 515 372

1 272 243

66,2

84,0

Динамика сумм дополнительно начисленных платежей имеет тенденцию к снижению в силу сокращения числа нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, не смотря на увеличение числа платежей в 2014 году, однако одним из главных критериев эффективного налогового контроля остается взыскание доначисленных сумм налогов и сборов. По результатам 2014 года начислено дополнительных платежей в размере 1 515 372 тыс. руб., что составляет 66,2 % от суммы 2013 года. За 2015 год по результатам контрольной работы Инспекцией дополнительно начислено платежей с учетом налоговых санкций и пени в сумме 1 272 243 тыс. руб., что составляет 84 % от уровня прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доначисления снизились на 243 129 тыс. рублей. Рассчитать удельный вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений можно, если узнать сколько было фактически начислено платежей и сумму дополнительно начисленных платежей по плану. Данные вычисления представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сумма начисленных платежей, тыс. руб.

Год

Сумма дополнительно начисленных платежей, тыс. руб

Сумма фактических поступлений налоговых доходов, тыс. руб

Уд. Вес доначисленных платежей в сумме фактических налоговых поступлений, %

2013

2289593

11654438

19,65

2014

1515372

12305792

12,31

2015

1272243

12173173

10,45

Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период снижается. Так, в 2013 г. значение указанного показателя составило 20%, а в 2015 г. – 10,45%. Снижение значений анализируемого показателя связано, в первую очередь, с ростом фактических налоговых поступлений. На изменение данного показателя также оказывает влияние относительно стабильное уменьшение сумм доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции на протяжении анализируемого периода: в 2013 году – 2289593 тыс.руб., ав 2015 году – 1272243 тыс.руб.

Таким образом, выявленная тенденция свидетельствует о снижении количества нарушений налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) законодательства о налогах и сборах. А это в свою очередь доказывает эффективность снижения налоговых правонарушений. Уменьшение количества налоговых правонарушений благоприятно скажется на экономической безопасности Белгородской области.

Литература

  1. Батыров С.Е. Налоговая ответственности [Текст] / Батыров С.Е// «Налоговый вестник» (журнал).- 2013.-№11- C.32-35.

  2. Брызгалин А.В. Стадии налоговой ответственности [Текст] / Брызгалин А.В.// «Налоговая правда» (журнал).-2014.-№52- С.9-11.

  3. Пастухов И.П. Ответственность за налоговые преступления [Текст] /Пастухов//«Налоговый курьер» (газета).- 2012.- № 4.

  4. Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налоговогозаконодательства [Текст] / В.С. Проскуров. М. 2012.

  5. Сушков. И. А. Статистика и анализ налоговых правонарушений [Текст] / И.А. Сушков. М. 2015.

Просмотров работы: 525