В настоящее время индекс предпринимательской уверенности в строительстве немного снизился, относительно предыдущих периодов, но этот показатель по-прежнему сохраняется одним из самых высоких на территории РФ (рисунок 1).
Инвестиционный комплекс представляет собой специальную систему организаций и предприятий по использованию капитальных инвестиций, которая в общественном создании материальных благ выполняет функцию создания недвижимых основных фондов, необходимых для нормального функционирования всех сфер экономики [1].
Вложения в основной капитал – это затраты, которые направленны на создание, приобретение и воспроизводство основных фондов, путем нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов, приобретение сооружений, зданий, машин, оборудования и инструментов и т.д., для получения инвестором какого-либо экономического или социального эффекта [2].
Рисунок 1 – Динамика индекса предпринимательской уверенности
в строительстве (Российская Федерация) [3]
По характеру и наличию правовой базы, можно отметить два типа государственной инвестиционной политики: формализованную и неформализованную.
Неформализованной государственной инвестиционной политике присуща низкая доля государственных инвестиций в капитал (от 0 до 30%), высокий объем частного капитала (до 80%), свободное перемещение капитала за границу и из-за границы, несистематизированная правовая база.
Формализованная имеет целостную правовую базу, которая регулирует основные элементы инвестиционного процесса: цены, налоги, тарифная система, доходы, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Она имеет очень высокий уровень государственного участия в экономике.
Так же существует классификация инвестиционной политики по форме управления: либеральная и централизованная.
В централизованной инвестиционной политике, главным признаком является частое использование жестких административных методов регулирования. В этом случае источники инвестиций формируются благодаря аккумулированию ресурсов разными государственными структурами, централизованно происходит долгосрочное прогнозирование, а развитие инвестиционного процесса жестко регламентирует общее правовое поле. Фондовый рынок участвует в инвестиционном процессе чисто номинально.
При либеральном типе инвестиционной политики в основном используются экономические методы государственного контроля инвестиционных процессов, вертикальная система инвесторов, большое разнообразие источников инвестиций и развитая финансовая инфраструктура. Основная роль государства в либеральной инвестиционной политики заключается в установлении правил игры во взаимоотношениях инвестор-государство. Это и позволяет экономической системе развиваться и развиваться относительно свободно.
По нашему мнению, исходя из вышеуказанных критериев, на современном этапе, региональную инвестиционную политику, в том числе и в Ростовской области, можно оценить как централизованную и формальную.
Государственное вмешательство весьма значительно как по объемам инвестиций, которые контролируются государством, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составляют около 60%. Таким образом, любое решение, которое влечет за собой привлечение больших кредитов коммерческими или государственными предприятиями контролируется государственными ведомствами.
В заключении следует отметить, в настоящее время происходит постепенный процесс перехода от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формальному и либеральному типу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Cовременный экономический словарь - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
Теплова Т. В. Инвестиции: учебник / Т. В. Теплова - М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 724 с.
http://rostov.gks.ru[интернет ресурс].