1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (преобразование материала, контроль и оценка).
Все это можно достигнуть при условии сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество получения и усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Существуют 4 блока УУД:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4)познавательные.
Рассмотрим подробнее познавательные УУД.
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Для формирования познавательных УУД – должны подбираться такие задания, чтобы правильный результат их выполнения нельзя было найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника могут быть подсказки, которые помогут выполнить задание.
Примеры некоторых задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий применяются и на уроках математики. Рассмотрим их.
№1.Найти выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355955)*68;
(43+62)*25; 1355*68955*68; 128*36+57*36.
Объяснить, как их искал:
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.
Сделай вывод.
В данном задании содержание учебной деятельности определяет: поиск выделения необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаковосимволическое моделирование Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью дополнительных источников литературы; кодирование и декодирование.
№2.
Пообещала Баба Яга дать Ивану Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану царевичу разобраться, где какая жидкость.
Ответ: Молоко в кувшине; приворотное зелье в бутылке; живая вода в банке; мертвая вода в стакане.
Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
№3.Из каких фигур можно составить красный треугольник? Раскрасьте их синим карандашом.
Содержание учебной деятельности определяет
Логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Результатом формирования познавательных УУДбудет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения;
· осуществлять поиск необходимой информации, чтобы решить задачу;
· различать обоснованные и необоснованные суждения;
· обосновывать этапы решения учебной задачи;
· производить анализ и преобразование информации;
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
· устанавливать причинно-следственные связи;
· владеть общим приемом решения задач;
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Список литературы
1.Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, Мнемозина Москва, 2006 г.
2.Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009
3.Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5. Изд. «Ювента»2004г.
4.Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «ИнтеллектЦентр» Москва 2007г.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г
6.http://festival1.september.ru/articles/628159
7.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/formirovanieuniversalnykhuchebnykhdeistviinaurokakhmatimatikisre
8.Горев П. М., Утёмов В. В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы: Задачи математического кружка: Учебное пособие. Киров: Изд. МЦИТО, 2014. 207 с.