ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Андреева Д.В. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество стремительно развивается в науке и технике, создаются новые информационные технологии, которые меняют жизнь людей. Целью школьного образования становится формирование умения учиться. Задачей учителя является необходимость научить учеников самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели, задачи, находить и решать проблемы. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования, является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать актуальным в современном учебном процессе является познавательное УУД. Учащиеся сами должны стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Термин «универсальные учебные действия» предполагает умение учиться, т. е. чтобы учащиеся самостоятельно и довольно успешно усваивать новые знания, могли формировать умения самостоятельно организовать учебный процесс. Таким образом, школьник должен освоить все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (преобразование материала, контроль и оценка).

Все это можно достигнуть при условии сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество получения и усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Существуют 4 блока УУД:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4)познавательные.

Рассмотрим подробнее познавательные УУД.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Для формирования познавательных УУД – должны подбираться такие задания, чтобы правильный результат их выполнения нельзя было найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника могут быть подсказки, которые помогут выполнить задание.

Примеры некоторых задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий применяются и на уроках математики. Рассмотрим их.

№1.Найти выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355955)*68;

(43+62)*25; 1355*68955*68; 128*36+57*36.

Объяснить, как их искал:

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.

Сделай вывод.

В данном задании содержание учебной деятельности определяет: поиск выделения необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаковосимволическое моделирование Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью дополнительных источников литературы; кодирование и декодирование.

№2.

Пообещала Баба Яга дать Ивану Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке ‬не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану ‬царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко ‬в кувшине; приворотное зелье ‬в бутылке; живая вода ‬в банке; мертвая вода ‬в стакане.

Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

№3.Из каких фигур можно составить красный треугольник? Раскрасьте их синим карандашом.

Содержание учебной деятельности определяет

Логические:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.

Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Результатом формирования познавательных УУДбудет являться умение ученика:

· выделять тип задач и способы их решения;

· осуществлять поиск необходимой информации, чтобы решить задачу;

· различать обоснованные и необоснованные суждения;

· обосновывать этапы решения учебной задачи;

· производить анализ и преобразование информации;

· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);

· устанавливать причинно-следственные связи;

· владеть общим приемом решения задач;

· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;

· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Список литературы

1.Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, Мнемозина Москва, 2006 г.

2.Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009

3.Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5. Изд. «Ювента»2004г.

4.Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «ИнтеллектЦентр» Москва 2007г.

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г

6.http://festival1.september.ru/articles/628159

7.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/formirovanieuniversalnykhuchebnykhdeistviinaurokakhmatimatikisre

8.Горев П. М., Утёмов В. В. Уроки развивающей математики. 5-‬6 классы: Задачи математического кружка: Учебное пособие. Киров: Изд. МЦИТО, 2014. ‬207 с.

Просмотров работы: 918