Создание условий для обеспечения физического здоровья студентов связано с наличием целевых установок, программ организации учебной и внеучебной деятельности, а также организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мер и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, позитивной динамике развития их личностных качеств.
Малоподвижный образ жизни влечет тяжелее последствия для здоровья населения. Наиболее заметное из них – резкий рост распространения ожирения, которое является не только проблемой внешнего вида; оно приводит к серьезным нарушениям здоровья, прежде всего повышению риска развития диабета и болезней системы кровообращения.
Под «физической активностью» понимается любая работа, совершаемая скелетной мускулатурой, приводящая к затрате энергии (ходьба пешком, езда на велосипеде, подвижные игры, танцы, работа по дому и в саду, а также занятия физической культурой и спортом). Она является эффективным средством улучшения физического и психического здоровья людей, способствует снижению риска многих инфекционных болезней [1]. Кроме того, физическая активность, как правило, ассоциируется с другими элементами здорового образа жизни, такими как рациональное питание, отказ от курения и может использоваться для стимулирования других позитивных поведенческих изменений. Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека: оптимальное соотношение труда и отдыха; правильно рассчитанная физическая активность; отказ от вредных привычек; сбалансированное питание; позитивное мышление.
Многие болезни современного человека можно было бы избежать или существенно отдалить их возникновение, при оптимальной физической активности.
Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов I курсов [2]. Увеличивается численность студентов полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности в вузе должны стать: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; проведение ежегодной диспансеризации студентов; рациональная организация двигательной активности студентов, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; организация рационального питания студентов; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Непонимание благоприятного отношения к своему состоянию здоровья, невысокая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
Для активизации физической активности студентам рекомендуется: ежедневная ходьба пешком на занятия и домой, использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд, по будням дням 2-3 раза в неделю организован занятия спортом или танцами, посещение спортзала или бассейна, в выходные дни более длительные пешие или велосипедные прогулки, плавание, тренажерный зал.
Литература
Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания". Владикавказ, 2007. С.35.
Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова". Владикавказ, 2009.