Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, продовольственная безопасность представляет одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшую составляющую демографической политики, необходимое условие реализации такого стратегического национального приоритета, как повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [4].
В Доктрине о Продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. №120 термин «продовольственная безопасность» определяется как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [4].
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12.05.2009 г. гласит «продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги» [3].
Продовольственная безопасность региона (области) – это способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли продуктами питания обеспечить ими стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в объемах, отвечающих физиологическим и социально-обоснованным нормам потребления, соответствующего качества по ценам, коррелирующим с уровнем доходов населения региона.
Существует два основных подхода к определению продовольственной безопасности.
Первый подход ориентирован на страны с развитой рыночной экономикой и агропромышленным сектором. Акцент при первом подходе делается на обеспечении гарантированного доступа населения к продовольствию в количестве и качестве, необходимом для активной жизнедеятельности. Используемые методы: импорт или самообеспечение.
При втором подходе акцент делается на самообеспечении государства продовольствием путем поддержки отечественного сельхозпроизводителя и смежных отраслей. Используемые методы: развитие отечественных производителей, введение пошлин и квот на импорт видов продовольствия. Импорт рассматривается как источник получения продовольствия, производство которого неэффективно или не возможно в существующих природно-климатических условиях, либо как способ формирования внутренней конкурентной среды, что способствует повышению качества производимой продукции [6].
Возможности достижения продовольственной безопасности оцениваются показателями [5]:
средние доходы на душу населения;
переходящие остатки продовольственного зерна;
доля импорта в продовольственных ресурсах;
доля расходов населения на продовольствие в общих расходах;
территориальная доступность продуктов;
доля в потреблении готовых продуктов, которые экономят время работы в домашнем хозяйстве;
уровень качества продуктов;
влияние продовольствия на состояние здоровья и продолжительность жизни.
С учетом национальной специфики, в настоящее время на территории Российской Федерации выделяют три основных типа регионов в зависимости от их способности обеспечения продовольственной безопасности:
1) аграрные регионы: оптимальные условия для ведения сельского хозяйства, в экономике преобладает аграрный сектор;
2) промышленно-аграрные регионы: комбинированные условия, как для ведения сельского хозяйства, так и для развития промышленного сектора;
3) промышленные регионы: природные условия не пригодны для ведения сельского хозяйства; региональная структура ярко выражена со стороны промышленности.
Исходя из региональной специфики видно, что для первых двух типов обеспечение продовольственной безопасности определяется развитием и состоянием экономики в целом. Ориентация регионов позволяет им находится на самообеспечении за счет гарантий собственного стабильного продовольственного производства, достаточного для физиологических потребностей населения и доступного с позиции экономических критериев.
В связи с этим акцент продовольственной безопасности делается на [5]:
обеспечение продовольственных потребностей населения товарами собственного производства в части экономической целесообразности;
возможность создания собственных продовольственных резервов в виде соответствующих фондов;
обеспечение увеличения покупательной способности домашних хозяйств, особенно - социально-незащищенных;
контроль качества как производимого, так и импортируемого в регион продовольствия.
Сущность продовольственной безопасности региона раскрывается через следующие составные элементы: физическая доступность продовольствия, экономическая доступность продовольствия, обеспечение безопасности производимого продовольствия, обеспечение стабильности производства продовольствия.
Физическая доступность продовольствия является обеспечение достаточного количества производимого или импортируемого продовольствия, необходимого для поддержания потребности в питании населения, а так же доведения продовольствия до каждого отдельно взятого гражданина государства [6]. С учетом этого, государственный уровень обеспечения физической доступности продовольствия должен гарантировать наличие его с учетом, как внутренних запасов, так и импорта, а так же при необходимости - продовольственной помощи. Вместе с тем, обеспечение физической доступности продовольствия сопряжено с соответствующей развитой транспортно-сбытовой инфраструктурой.
Экономическая доступность продовольствия означает обеспеченность населения достаточными экономическими средствами для приобретения его с учетом физиологических норм питания. Экономическая доступность продовольствия определяется в первую очередь уровнем ресурсов, которыми располагают домашние хозяйства. Это, в том числе, может включать такие критерии, как способность гражданина получать достаточный доход с одной стороны, и соответствующей социальной политикой в части обеспечения доступного уровня цен на продовольственные товары со стороны государства.
Обеспечение безопасности продовольствия предполагает обеспечение достойного уровня в части качества производимого продовольствия. В связи с этим, политика государства должна быть направлена на предотвращение процессов производства и реализации некачественных продуктов питания, которые могут нанести ущерб здоровью населения.
Обеспечение стабильности продовольственной безопасности достигается посредством баланса количества и качества производимых продуктов питания количеству населения страны [5].
Комплексная оценка состояния продовольственной безопасности региона включает три важнейших аспекта:
- экономический: производство объемов сельскохозяйственной продукции, необходимых для обеспечения безубыточности и расширенного воспроизводства с учетом ресурсных ограничений производственно-экономического потенциала АПК региона;
- институциональный: эффективность государственных и рыночных институтов, адекватность нормативно-правовой базы, действенность организационно-экономических механизмов на всех уровнях управления АПК с позиции возможности обеспечивать продовольственную безопасность региона;
- социальный: обеспечение населения области продуктами высокого качества, в необходимом количестве и их платежеспособная доступность.
Таким образом, продовольственная безопасность региона это:
1. Это безусловная ответственность государства в части обеспечения продовольственной безопасности как перед страной в целом, так и перед отдельно взятым гражданином;
2. Обеспечение соответствующего уровня здоровых потребностей граждан для поддержания их здоровья исходя из научно доказанных норм питания;
3. Обеспечение физической и экономической доступности продовольствия, необходимого для поддержания достойного уровня потребления населением продуктов питания;
4. Обеспечение источников покрытия потребностей граждан в соответствующей продукции, а перерабатывающих предприятий – в сырье должного качества и количества.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Белхароев, Х.У. Продовольственная безопасность России. История и современность : учеб. пособие / Х.У. Белхароев. – М.: Спутник +, 2016. – С. 193–200.
6. Орлова А.В., Никулина Е.В. Проблемы продовольственной безопасности региона / А.В. Орлова, Е.В. Никулина // Научные труды SWorld. 2016. – № 44. – С. 4-12.