РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Фролова Е.И. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни любого государства, общества и каждого человека важное место занимает такое явление как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы эффективно осуществлять свои непосредственные функции. Развитие правовой культуры, правового сознания и правильного представления о существующих системах права является неотъемлемой частью в процессе преподавания правовых дисциплин. Цели учебного процесса как единства обучения и воспитания могут быть достигнуты только в том случае, если у учащихся будут сформированы стремление к познанию и творческое отношение к усвоению изучаемого материала, если педагог будет выступать носителем креативных идей.

В современных условиях востребованный специалист должен уметь решать нетрадиционные, специфические, творческие задачи, принимать нестандартные, креативные решения, а для этого необходимо обладать развитым абстрактным мышлением. Учащиеся колледжа должны уметь самостоятельно ставить задачи, управлять процессами и просчитывать вероятные последствия принятых ими решений. В связи с этим развитие у них креативности в рамках правовых дисциплин требует определения оптимальной стратегии формирования творческих способностей будущих специалистов, а также разработки эффективной программы мониторинга динамики развития креативности.

Креативность – это сложная интегральная личностно-деятельностная характеристика, присущая человеку, включающая в себя мотивационный, саморазвивающийся, интеллектуальный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления личностью творческой деятельности и достижения высокого уровня развития, благодаря актуализации своих творческих сил и возможностей в реальной практике.

Систематизация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, собственного педагогического опыта развития креативности учащихся колледжей в рамках правовых дисциплин, приобретенного в процессе прохождения производственной практики позволяет выделить несколько практико-ориентированных методов обучения, реализуемых при освоении дисциплины «Право». Данные методы лучше других способствуют воспитанию у учащихся добросовестного отношения к образовательному процессу, формированию таких качеств как активность, самостоятельность, инициативность, умение подходить к решению поставленных задач творчески.

Анализ проблемных ситуаций, в основе которых лежат реальные обстоятельства, и решение предлагаемой проблемы в процессе активной поисковой деятельности выступают в качестве основного условия развития творческих способностей, характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей. В результате выполнения учащимися проблемных заданий у них развиваются наблюдательность, внимание, зрительная память, формируются навыки умственных операций и действий, способность к открытию оригинальных способов получения и использования информации. Такие темы учебной дисциплины «Право», как «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», «Трудовое право и трудовые правоотношения.», «Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства», «Уголовное право. Уголовная ответственность» и пр. в наибольшей степени содержат обширный практический материал по штатным проблемным ситуациям, которые возможно применять на практических и семинарских занятиях.

Мы убедились, что деловые игры на правовую тематику также интенсифицируют учебную деятельность, моделируя различные ситуации, и дают возможность их анализировать, вырабатывать оптимальные действия. Игровое сопровождение изучения учебного материала позволяет поддерживать высокий интерес у учащихся к содержанию дисциплины, активизирует самостоятельную деятельность, формирует практические навыки. Деловая игра в рамках правовых дисциплин может быть реализована по теме «Человек. Государство. Закон», которая позволяет закрепить и углубить полученные знания. Деловые игры в процессе обучения воспитывают интерес, расширяют кругозор новыми сведениями из истории отечественного и зарубежного права, приближают учащихся к уровню творческого решения задач.

В ходе производственной практики особое внимание уделялось дискуссиям на тему изучаемых правовых процессов и явлений, рассуждениям по различным теоретическим вопросам: написание эссе, создание схем и подготовка мультимедийных презентаций. Создание образовательных видеофильмов самими учащимися по отдельным темам учебной дисциплины позволяет не только систематизировать, обобщить и углубить знания, но и реализовать индивидуальные творческие способности при составлении сценария, организации съемок, монтажа, оформления, озвучки и др.

Реферирование научных работ, научных статей юристов в не меньшей степени позволяет учащимся проявить креативность идей и подходов. Задача оценки и анализа – подтверждение или опровержение, критика тех или иных предложений автора, их рецензирование с различных позиций права. Подобные задания предлагаются по более общим темам изучаемой дисциплины, таким, например, как «Источники конституционного права», «Юридическая ответственность», «Правовые отношения и их структура» и т.д.

Составление обзоров по различным разделам отраслей права также использовалось в качестве средства развития творческим способностей учащихся. Темы подбираются таким образом, чтобы при составлении обзоров можно было выявить и проанализировать важную для понимания дисциплины «Право» проблемную ситуацию, описать противоречия действующего законодательства. При выполнении данной работы крайне важно, чтобы в ней был отражен личный взгляд учащегося, сформулировано мнение об актуальности и перспективности поднятого вопроса. Формой отчета по данному виду работы может быть как выступление перед аудиторией с последующими ответами на вопросы, так и написание научной статьи, выступление на конференции.

В последнее десятилетие широкое распространение в сфере образования получил мониторинг, рассматриваемый как совокупность комплексных диагностических методик, направленных на постоянное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов. Мониторинг позволяет констатировать и оценивать важнейшие качественные характеристики объекта, выявлять результаты педагогического взаимодействия, прогнозировать развитие, предотвращать нежелательные последствия. Программа мониторинга развития креативности учащихся колледжей в процессе изучения правовых дисциплин должна быть направлена на выявление состояния всех компонентов креативности: мотивационного, интеллектуального и самоорганизующего.

Программа мониторинга развития креативности у учащихся включает использование следующего комплекса методов:

1. Наблюдение. При использовании данного метода необходимо фиксировать характеристики внешнего поведения учащихся при выполнении тех или иных творческих заданий. Целесообразно по каждому выделенному компоненту проводить отдельное наблюдение, фиксируя и оценивая, например, по пятибалльной шкале каждый критерий и каждого учащегося учебной группы. Показатели по пятибалльной шкале могут выглядеть следующим образом: 1 балл – наблюдаемый признак отсутствует; 2 балла – признак проявляется очень слабо; 3 балла – признак неустойчив; 4 балла – признак проявляется часто, но недостаточно выражен; 5 балл – признак четко выражен, устойчив, доминантен.

2. Опросные методы: анкетирование, тестирование. Анкетирование в наибольшей степени дает возможность выявить ценностные предпочтения респондентов относительно творческой деятельности. Возможно проведение анкетирования с помощью применения различных типов шкальных вопросов, например, по методике Л. Терстоуна и Р. Лайкерта.

Тестирование может использоваться и для определения уровня знаний, умений и навыков по конкретной теме правовой дисциплины. Результаты тестов дают возможность определить степень усвоения теоретических знаний, сформированности практических умений и навыков. Продуктивная творческая деятельность в любой области невозможна без наличия прочного фундамента профессионально необходимых знаний, умений и навыков.

3. Анализ продуктов деятельности. Так, например, в ходе изучения учебной дисциплины «Право» некоторые учащиеся готовили индивидуальные мультимедийные презентации по различным темам, которые свидетельствовали не только об уровне сформированности исследовательских компетенций, но и уровне развития креативности. При учете содержания презентации для определения уровня развития творческих способностей учитывались критерии, характеризующие интеллектуальный компонент креативности, такие как:

  • нестандартность подхода в выполнении задания;

  • критичность, способность к оценочным суждениям;

  • способность генерировать принципиально новые идеи, изобретательность;

  • способность к самостоятельному переносу ранее приобретенных знаний и умений, методов научного познания в новую ситуацию;

  • умение находить оригинальные способы решения творческих и исследовательских задач;

4. В программу мониторинга также могут входить авторские методики по диагностике одаренности и креативности. Например, тесты Дж. Гилфорда, Е. Торренса, применяемые для оценки вербальной и образной креативности, отдельных креативных способностей (беглость, гибкость, оригинальность мышления), опросник «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, применяемый для оценки степени любознательности, обладания воображением, способности идти на риск, методика Н. Ф. Вишняковой по определению уровня креативности личности и др.

Как и любой мониторинг, данная программа должна проводиться систематично, достаточно продолжительно и с периодической повторяемостью. Полученные данные подлежат фиксированию, анализу и сопоставлению. Представив достаточно полную картину динамики развития креативности каждого учащегося колледжа в рамках правовых дисциплин, можно выявить эффективность применяемых инновационных подходов и методов обучения, причины успехов и неудач, определить пути, средства и методы, обеспечивающие развитие креативности.

Подводя итоги сказанному можно сделать следующие выводы: во-первых, задачи развития креативности учащихся могут и должны успешно решаться в процессе изучения любых правовых дисциплин. Эффективная реализация задач повышения уровня правовой грамотности и развития творческого потенциала учащихся колледжа зависит от системы реализуемых форм и методов обучения, индивидуализации образовательного процесса, креативности и профессионализма самого преподавателя, умения создать творческую доверительную рабочую атмосферу. Во-вторых, для определения динамики развития креативности в процессе изучения правовых дисциплин необходимо применять диагностические процедуры, как минимум, три раза в процессе изучения той или иной правовой дисциплины: при предварительном, промежуточном и итоговом контроле. Реализация приведенной диагностической программы мониторинга на протяжении всего времени получения среднего профессионального образования позволит определить динамику развития креативности будущих специалистов в контексте всей профессиональной подготовки.

Литература

1. Гринь Г. В. Творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2013.

2. Дорофеева Е. В. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2006.

3. Ильин И. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии. – СПб: Питер, 2013.

4. Колесникова Н. Н. Развитие творческой активности студентов колледжа в условиях современного образовательного процесса: Сборник научных трудов. – Магнитогорск, 2014.

5. Рахимова А. Э. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях Интернет-проектов: дис. … канд. пед. наук. –Казань, 2007.

Просмотров работы: 312