РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ВОСПИТАНИИ МАЛЫША - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ВОСПИТАНИИ МАЛЫША

Ациева А.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На втором году жизни дитя вступает в пору раннего детства. Ребенка можно сравнить с нежным бутоном, в котором уже присутству­ют все характерные качества будущего цвет­ка. Но возможность его раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступает взрослый, находя­щийся рядом с ребенком, воспитывающий его в первые годы жизни. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в дет­ские годы, что вошло, в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,— писал В. А. Сухомлинский, обращаясь к родителям и педаго­гам.

Родители должны со всей ответствен­ностью осознать, что государство оплачивает труд матери, чтобы дать ей возможность уделить внимание ребенку, посвятить первые годы материнства общению с малышом, обогащая его детство светом добра и ласки. Отпуск дается матери именно для ухода за ребенком, для обеспечения воспитания.

Второй год жизни малыша предъявляет новые требования, вытекающие из особен­ностей самого возраста. При этом важно учитывать, что психическая жизнь ребенка в раннем возрасте не может рассматриваться упрощенно, иначе обедненность воспитатель­ного процесса неизбежно обернется невос­полнимыми потерями. Какие же характерные ошибки делают молодые родители в воспита­нии детей второго года жизни?

Во-первых, недооценивают сам возраст («еще маленький, подрастет — будем воспи­тывать») ; во-вторых, не знают и не умеют организовать жизнь ребенка, хотят отодви­нуть задачи воспитания на более поздний период.

Вместе с тем необходимо отметить следую­щее: ни в один период жизни ребенка не прослеживается столь прямой зависимости результатов воспитания от личностных ка­честв взрослых, как в первые годы жизни. Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важ­нейшим источником его психического разви­тия. Ребенок усваивает форму поведения родителей, как говорят психологи, «присваи­вает» опыт материальной и духовной культу­ры, т. е. уклад жизни и взаимоотношений.

На протяжении первых лет жизни совер­шаются глубоки преобразования процесса общения ребенка с окружающими.

Родители должны помнить, что первый язык ребенка — «язык эмоций», ему младе­нец учится с первых месяцев жизни. Это и создает возможности обеспечения на самых ранних этапах детства двустороннего эмо­ционального контакта взрослого с ребенком. Вспомните, уже в раннем младенчестве вы наблюдали это «стремление» малыша к контакту: к концу первого месяца у него появи­лась первая улыбка, а к трем месяцам уди­вительная по своей выразительности реакция на взрослого («комплекс оживления»).

Малыш выделяет голос матери из всех шу­мов и музыкальных звуков. Он начинает искать контакт со взрослым, а затем уже и «вызывает» на эти контакты, проявляя ини­циативу, стремясь показать весь «репертуар своих умений». Ребенок чуток к настрое­нию взрослого, тонко реагирует на при­косновение его рук и эмоциональные прояв­ления, старается подражать ему. Сказанное позволяет сделать вывод: малыш готов к восприятию всего, что привносит в общение с ним мама, папа, бабушка и др.; причиной первых радостей и огорчений ребенка являет­ся отношение к нему взрослого в процессе повседневного общения, занятий.

Предметная деятельность считается веду­щей для раннего возраста. Это значит, что для психического развития малыша особен­но полезны игры с матрешками, пирамидка­ми, башенками, кубиками, различными эле­ментарными конструкторами и т. п. Но глав­ное то, что эти предметы выступают как повод для «деловых» контактов ребенка со взрослым, в результате которых малыш обу­чается действиям, накапливает практический опыт. Когда ребенок начинает овладевать эле­ментарными действиями с предметами, дви­гательными навыками и речью, в его бодрст­вование (самостоятельную деятельность) следует - включить выполнение посильных игр-упражнений. Взрослый выступает в каче­стве организатора и активного партнера.

Усложняющаяся интеллектуальная жизнь малыша строится по законам отражения: ребенок отражает мир, в котором живет, «присваивая» все, что видит в социальной среде, т. е. в поведении взрослых. Духовно обогащенная окружающая действитель­ность — первое условие успешного психофи­зического развития и эмоционального благо­получия ребенка. В этой связи необходимо ставить вопрос о культуре воспитания ребен­ка. Она проявляется прежде всего в знании родителями закономерностей развития детей раннего возраста, педагогически грамотной позиции взрослого по отношению к ребен­ку, который всецело зависим от взрослого и не умеет выразить своих физических и ду­шевных состояний привычными для взросло­го средствами. Необходимо уметь «расшиф­ровывать» эмоциональный язык малыша.

В поведении ребенка второго года жизни наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее простран­ство и боязнь нового. С одной стороны, все неизведанное неудержимо притягивает, ма­лыш делает первые самостоятельные шаги навстречу ему, с другой — ребенок подчерк­нуто эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию. Неслучайно педагоги отмечают, что в рассматриваемом возрасте дети особен­но трудно расстаются с мамой, привыкают к незнакомым людям в период адаптации к детскому учреждению.

В ранний период жизни ребенок чутко реагирует на отношение взрослого к окру­жающему. Эмоциональные реакции взрослого очень часто становятся средством понима­ния какой-либо ситуации. Не зная многого, маленький ребенок определяет по выраже­нию лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или ро­дителей к его поведению. В этом возрасте малыш способен реагировать не только на слова взрослого «нельзя», «можно», но и на слово «нужно». Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор действий. В ситуации новизны у детей возни­кает определенное ориентировочное дей­ствие — «взор на лицо взрослого». В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. При этом, как правило, дети выбирают наиболее знакомого, близкого человека, так как его эмоциональные реакции наиболее понятны, легко «считываются». Эти проявления ориентировочной активности ребенка необходимо учитывать родителям и воспитателю в работе с детьми второго года жизни, посещающими детское учреждение.

Научно доказано, что личные качества взрослого имеют огромное значение для душевного комфорта детей, потому что, ин­тимный характер общения является чертой, характерной для раннего периода детства. Взаимоотношения со взрослым порой строят­ся как бы на полутонах, зависят от умения матери или отца настроиться на волну детства, почувствовать ребенка всем сердцем чутко реагировать на все изменения в его поведении. Это необходимо еще и потому, что дети второго года жизни не могут еще словом выразить своих физиологических со­стояний, потребностей, желаний.

Родители, прежде всего, удовлетворяют раз­вивающуюся у малыша потребность в освое­нии окружающего, обеспечивают ему доста­точную двигательную активность, осуществ­ляют рациональный, правильный подбор предметов, игрушек. Взрослому необходимо проявлять к маленькому ребенку исключи­тельную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: при­учать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели, обогащать малыша впечатлениями при обще­нии с посторонними людьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.

Важно учитывать, что процесс выполнения действий и их результат эмоционально переживается ребенком. Неудачи огорчают его. Взрослый должен так организовать об­щение с малышом, чтобы после некоторого количества попыток он достигал определен­ного результата. Возможности ребенка второ­го года не велики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоян­но выступал бы в роли неудачника.

Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взросло­го. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным сред­ством влияния на поведение ребенка.

Важно, кто, как и с каким сердцем и чувством прикасается к детству. Речь идет не только о любви или жалости к ребенку, вызванной его беспомощностью и незащи­щенностью перед миром. Имеется в виду внутренняя культура взрослого. Это, прежде всего, духовное благородство, понимание высоко предназначения Детства, проникнове­ние в гуманистическую сущность материнства.

Литература:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. -672 с.

2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.

3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

4.Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №2.

Просмотров работы: 335