ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценообразование является важнейшим направлением экономической работы в инвестиционно-строительной сфере. Перед всеми участниками этого вида экономической деятельности неизменно встаёт задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объём реализации продукции, рентабельность и другие показатели экономической деятельности и, как следствие, конкурентоспособности строительных организаций. Ценообразование в строительстве – сложнейший механизм конъюктуры товарного рынка. В цене отражается вся система ценообразующих факторов: динамика затрат, показателей результатов труда, инфляции, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка и пр. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Важным элементом в инвестиционно-строительной сфере является сметное нормирование и ценообразование, которое представляет собой многоплановый и динамичный процесс, изменяющийся вслед за развитием правовых и законодательных основ [8].

В настоящее время становление сметного дела в России перешагнуло через отметку в два столетия. И чтобы разобраться в преимуществах и основные недочётах нормативной базы Российской Федерации, касающейся сметного дела, необходимо изучить основных вехи в истории сметного нормирования нашей страны.

Первый реестр нормативов цен в строительстве появился в 1811 году, в котором нашли отражения основные строительные материалы, рабочая сила, а также затраты и расходы на транспорт. Первый официальный нормативный сборник в Петербурге был разработан графом Рошефором в 1879 году и назывался «Урочное положение»; распространялся на общие работы и на тот момент не имел аналогов в своем роде. Документ содержал в себе нормы расхода рабочей силы, транспортных средств и материалов; он неоднократно пересматривался и обновлялся, имея целью уточнение и снижение строительных норм, и в 1869 году был утвержден правительством. Стоит отметить, что нормативный документ такого масштаба, упорядочивающего и налаживающего организацию и экономику строительного производства, в то время не могло продемонстрировать ни одно государство [8].

Архитектор П.О. Сальманович в конце 19 века ввел определение расценки и сформировал по ней исходные данные с включением в рассматриваемую сводку территориальных коэффициентов. Именно тогда возникли предпосылки к составлению нормативной базы на проектной стадии, что подразумевало выявление количественных взаимосвязей, связанных с трудовыми и временными затратами производства работ, которые в свою очередь стали главными нормативными показателями, а также прототипом нормативов в сметном нормировании. Также Сальманович выявил три вида расценок (валовую, приблизительную и точную). «Точная» расценка получалась на базе реальных, фактических сведениях о материалах и рабочей силе и основой для нее как раз и послужило Урочное положение. Данный сборник был дополнен сборниками торговых цен и расценочными ведомостями для применения цен определенной местности и конкретизации строительной деятельности в любых условиях и для любого региона. Разработчики Урочного положения провели капитальную и фундаментальную работу, ставшую настольной книгой каждого строителя до 1930 года и выдержавшую 13 переизданий.

В 1927 году Урочное положение сменилось Сводом производственных строительных норм – всеохватывающим сборником, в котором строители могли найти ответ на любой вопрос, связанный с нормированием [9].

Следующим этапом стало Постановление Государственной плановой комиссии СССР в 1931 г., которое ввело специальные сборники сметных норм для упрощения сметных расчетов, что стало первым выделением проектной стадии в отдельную часть со своими конкретными экономическими характеристиками. Но данные сборники оказались нежизнеспособными, так как не содержали в себе сметные нормы на укрупнённые конструктивные элементы, а особенности отраслей и технологий сильно ущемляли точное определение трудозатрат на проектной стадии.

После выявления данных недостатков пользование нормами Урочного положения и всеми разработанными на его основе опубликованными справочниками и другими нормативными материалами сократилось, а затем и вовсе было запрещено.

На смену сборникам, разработанным ранее, приходит сметный справочник в трех томах, изданный Гипрооргстроем в 1936 году. И снова справочник оказался нежизнеспособным, т.к. стал прямой противоположностью своего предшественника, и даже слишком. Нормы были слишком измельчены и детально разделены по методам производства работ. В итоге сборник содержал в себе чрезмерно большое число норм (специальные монтажные и строительные работы, сгруппированные в технологическом порядке, использование которых в таком виде оказалось сложным). И хотя рассматриваемый справочник из-за своих недостатков не смог просуществовать долго и широкого применения не получил, но именно данные три тома положили начало формированию широкой и объемной нормативной системе в сметном деле.

Прорывом в научном понимании составления нормативных баз было предложение строителя Р. Соколовского в 1936 году синтезировать и преобразовать строительные нормы в пообъектные карточки учета, что позволило бы вести реальный учет первичной документации и повлекло бы за собой корректное составление смет на новые объекты [9].

В новом справочнике разработчики на базе усреднения исходных данных значительно укрупняют нормативы, особенно это коснулось организации и механизации производственного процесса. Внесение изменений в данный справочник было запрещено и в течение 17 лет укрупненные нормы не пересматривались и не переиздавались, и в последние годы эксплуатации справочника выявился резкий разрыв между укрупненными нормами в рассматриваемом справочнике и прогрессирующими новыми технологиями и условиями строительства. Далее в 1938 году в свет вышли "Правила финансирования строительства" и "Правила о договорах", и сметы стали составляться на единицу конструктивного элемента, а поэлементные затраты стали отражаться в расчетах для каждого отдельного строительства.

Хотелось бы отметить, что наиболее явным недочетом сметной документации 40-х годов был излишний объем технических проектов и сметных расчетов, которые были излишне детализированы; процесс составления, проверки и оформления сметной документации стал тяжелым уже на проектной стадии.

Послевоенный этап возобновления строительства ознаменовался открытой системой расчетов смет: в каждом пункте сметы рассчитывались ресурсы на определенное количество конструкции или работы, а в итогах сметы составлялись подборки для нормирования ресурсов (трудовых затрат по разделам, материалов и изделий по видам и сортам). Сформированные выборки рассчитывались на базе нормативов.

Следующий пересмотр цен и нормативов случился в период либерализации экономики в 90-е годы году во время значительного роста индустриализации строительства, более узкой специализацией организаций, технического прогресса. Укрупненный справочник, действующий на тот момент, давал неточное определение цены на отдельные виды работ, что позволяло проектным и изыскательским институтам завышать цену работ. Именно в тот период жесткое регулирование ценообразования со стороны государства сменилось на систему свободных (договорных) цен, которые стали формироваться заказчиком и подрядчиком совместно. В данном случае особенно остро встал вопрос о необходимости единого способе к формированию стоимости строительства и сохранении регулирования цен на строительство методикой составления сметных расчетов и нормативной системой. С 1992 года Госстрой России начал выпускать рекомендательные письма, которые стали регулировать систему ценообразования, а затем разработал систему нормативных документов – Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94, в котором получили отражение новые подходы в системе ценообразования. Данный документ определял основные цели и принципы, структуру и порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были детализированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции в Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых определялась последовательность формирования смет и установление сметных цен на ресурсы.

В 1990-е годы широкое распространение получил ресурсный метод, а к концу переходного периода при сравнительной стабилизации цен на строительство, появились предпосылки к обновлению базы, сформированной в 1991 году, и к замене последней на новую сметно-нормативную базу 2001 года. Все изменения и ступени перехода были регламентированы Госстроем России, который в свою очередь привлек проектные и научные институты, региональные центры, занимающиеся ценообразованием в строительстве, для разработки новой сметной базы. В ходе создания обновленного справочника были учтены все недочеты предыдущих выпусков: сметно-нормативная база стала включать в себя государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы, а также нормативы прочих лимитированных затрат [10]. Затем были изданы территориальные единичные расценки благодаря единой методике и общей нормативной элементной системе. Федеральные сборники сметных цен стали содержать расценки для строительных машин, материалов и оборудования. Стоит отметить, что разработка справочников на федеральном уровне ведется для базового района, - Московской области в ценах на 1 января 2000 года. Формирование территориальных справочников проводится в субъектах страны в базовых и текущих ценах, обновление которых происходит ежемесячно или ежеквартально.

До 2000 г. в России существовала двухуровневая система ценообразования [8, 10], которая подразумевала формирование сметного расчета на базе общих цен. В результате получалась смета с базисной ценой, которая составлялась в ценах 1992 г. на базе сметных норм и расценок, изданных в 1984 г., исправленная с учётом случившихся перемен в технической и технологической организации строительства, и включала в себя оптовые цены на материалы, заработной платы рабочих; нормы накладных расходов и сметной прибыли; нелимитированных и других расходов.

Базисная сметная стоимость строительства показывала расчетно-нормативную степень строительных затрат, показательную для соответствующего года строительства, включающую рост заработной платы, цен на материальные ресурсы; была базой для формирования стоимости строительства и договорных цен в её составе и корректировалась с учётом коэффициентов, учитывающих текущие ресурсные цены, после чего сметчики получали реальную цену строительной продукции [11].

На тот момент двухуровневый путь сметного расчёта полностью соответствовал экономике с инфляционными явлениями и помог выйти из кризиса в период гиперинфляции. Но усреднение многих коэффициентов, создание искусственных базисных уровней, сложность расчетов - все это с течением времени потребовало других подходов.

Годом перехода ценообразования в строительстве на следующую ступень – на одноуровневую систему определения стоимости строительства стал 2000 год. Для этого потребовалось закончить создание необходимых норм и нормативов и своевременно довести их до всех членов инвестиционного процесса.

Определение стоимости строительства по одноуровневой системе базируется на ресурсных элементных сметных нормах и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы, а также на банке данных по текущей стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин и механизмов [11, 12].

В 2004 г. Была издана Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая сменила Свод правил и включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по формированию всех форм сметной документации на разные виды работ. Вместе с данной методикой действуют постоянно актуализируемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строитель­стве. В том же году был ликвидирован Госстрой России и его полномочия перешли к Министерству регионального развития Российской Феде­рации. В свою очередь решение вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Таким образом, наблюдая развитие сметного дела, можно выделить пять основных его ступеней:

1. Урочное положение (1830-1925).

2. Справочник укрупненных сметных норм (1937-1984).

3. Применение новых сметных цен (1984-1991).

4. Переход на двухуровневую систему ценообразования (1991-2000).

5. Одноуровневая система ценообразования (с 2000 - по настоящее время).

И хотя мы находимся сейчас на пятом этапе в истории сметного нормирования, как известно, в настоящее время для расчета сметной документации наиболее часто используется базисно-индексный метод [8], который основан на том, что инвесторская сметная стоимость строительно-монтажных работ образуется в объемах, выполненных в уровне базисных сметных цен на использованные ресурсы с последующим дефлированием в текущий уровень сметных цен с помощью индекса изменения базисной сметной стоимости СМР. Ресурсный метод до сегодняшнего момента являлся хоть и самым точным, но самым трудоемким, дорогостоящим и сложным способом составления смет. Решением проблемы трудоемкости ресурсного метода являлось составление ресурсных сметных расчетов по укрупненным нормативам цен конструктивных решений (НЦКР).

До сегодняшнего момента федеральные НЦКР существовали только в виде проекта, разработанного в 2010 году. Только лишь у одного субъекта Российской Федерации – Республика Татарстан – территориальные НЦКР были утверждены с данными на 1 января 2011 года. В их состав были включены 10 сборников укрупненных нормативов [12].

Но в 2016 году 1 июля распоряжением Правительства Санкт-Петербурга было выпущено письмо об утверждении сборников территориальных сметных нормативов «Укрупненные нормативы цены строительства. Санкт-Петербург». Что собой представляют эти нормативы? Они заложены в 17 сборников, которые охватывают объекты жилищно-гражданского назначения, од каждой нормой прописано конкретное расчетное обоснование – ресурсно-технологическая модель. Это перечень строительных материалов, изделий и конструкций, которые необходимо использовать при возведении объекта [12]. И для получения реальной стоимости объекта достаточно ресурсную модель умножить на текущие цены строительных ресурсов. Здесь опять же хотелось бы вспомнить про НЦКР (еще не сформированные на территории Санкт-Петербурга), которые в свою очередь значительно облегчат и сделают более эффективным составление сметных расчетов.

В заключение исследования истории сметно-нормативной базы России и ее сегодняшнего развития, отмечу, что сметно-нормативная база безусловно остается несовершенной и имеет свои недостатки. В рамках совершенствования действующей системы сметного нормирования и ценообразования рекомендуется расширить возможности применения ресурсного метода составления смет путем снижение его трудоемкости за счет разработки НЦКР. Распоряжение об утверждении УНЦС направляет ценообразование на правильный путь, и перечисленное может и не решит всех рассмотренных проблем, но даст возможность задать верное направление на пути к достоверному и нетрудоемкому определению размера требуемых капитальных вложений в строительство как для государственного, так и для частного заказчика.

Список используемых источников

1. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости. Асаул А.Н., Казаков Ю.Н., Ипанов В.И. Санкт-Петербург: Гуманистика, 2005. – 274 с.

2. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе. Асаул А.Н., Грахов В.П., Кощеев В.А., Чибисов И.Е. Санкт-Петербург: Гуманистика, 2005. – 240 с.

3. Асаул А.Н., Грахов В.П. Бизнес-партнёрство в реализации интегративного управления инвестиционно-строительным комплексом // Вестник гражданских инженеров. 2005. № 4. С. 99-106.

4. Asaul A., Ivanov S. Structure of transactional costs of business entities in construction // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 23. № 13. С. 80-83.

5. Управление затратами в строительстве: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии строительства / А. Н. Асаул, Е. Г. Никольская. Москва, Издательство АСВ, 2007. – 299 с.

6. Асаул М.А., Рыбнов Е.И. Формирование интегрированных структур для реализации инвестиционно-строительных проектов // Вестник гражданских инженеров. 2008. № 3. С. 97-101.

7. Колегова М.В. О российской системе ценообразования в строительстве // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII научно-практической конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2015.

8. Горячкин П.В. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве/ П.В. Горячкин, А.И. Штоколов, Н.Э. Айрапетян. – М., 2014. – 400 с.

9. Барановская Н.И. Проблемы современного ценообразования в строительстве/ Н.И. Барановская. – URL: http://profsmeta3dn.ru/publ/1-1-0-57 (дата обращения: 22.03.2016).

10. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 г. №15/1. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48827/ (дата обращения: 21.03.2016).

11. Ардзинов В.Д., Сметное дело в строительстве./ Н.И. Барановская, А.И. Курочкин . - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.: ил. - (Серия "Строительный бизнес")

12. Методические указания по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 ноября 2010 года №497. – URL: www.srces.ru/upload/doc/cenoobraz/pmrf497.doc (дата обращения: 22.03.2016)

 

8

 

Просмотров работы: 609