США заинтересованы в этом вопросе, так как крупнейшие производители бананов в Латинской Америке экспортируются американскими компаниями, такими как Dole и Del Monte.
Многие из стран АКТ являются бывшими европейскими колониями.
Корни «банановых споров» начались в первые годы после Первой мировой войны, когда победившие народы Франции, Великобритании и Италии инициировали политику сохранения торговых преференций для своих бывших колоний в Африке, Карибском бассейне и Тихом океане. В 1957 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС),в которое вошли шесть государств и их восемнадцать бывших колоний, которым был присвоен «ассоциированный статус». "Ассоциированный статус" призван помочь интеграции этих ранее зависимых территорий в мировую экономику за счет использования торговых преференций, поскольку страны ЕЭС питали «чувство ответственности за колониального прошлого».
В 1975 году была подписана первая Ломейская конвенция официально создавшая союз между девятью европейскими странами ЕЭС и почти пятидесятью странами АКТ.Первая конвенция включала следующее: 1) движение к беспошлинному и неквотируемому доступу к рынку ЕЭС для стран АКТ, 2) схема стабилизации экспортных поступлений, 3) финансовая и техническая помощь, направленная на развитие наций стран АКТ, 4) создание учреждений исполнителей конвенции.
Впоследствии были вновь приняты еще три конвенции в 1980, 1985 и 1989.В последней участвовало уже 60 стран АКТ, основные статьи, касавшиеся торговли вступили в силу в 1990 году, а остальные — в 1991 году. Тем не менее, система торговых преференций в рамках четвертой Ломейской конвенции отрицательно сказывается на странах Латинской Америки, которые также сильно зависят от экспорта бананов, но не имеют равного доступа к рынку ЕС.
Латиноамериканские бананы называют «долларовыми» бананами, потому что они выращены американскими транснациональными корпорациями, такими как Dole и Chiquita, на огромных плантациях в Латинской Америке. «Долларовые» бананы имеют экономическое преимущество перед бананами стран АКТ, поскольку их производство является менее дорогостоящим, в основном за счет дешевых транспортных и трудовых затрат. Производство бананов в странах АКТ страдает от плохой местности, плохих условий почвы, независимых фермеров, стихийных бедствий, так же из-за более дорогих транспортных расходов и отсутствия эффекта масштаба. Таким образом, бананы АКТ примерно в два раза дороже чем латиноамериканские бананы. В результате АКТ бананы были не в состоянии конкурировать с латиноамериканскими бананами для ввоза на открытый рынок ЕС.
С 1 июля 1993 года ЕС ввел Новый Банановый режим, который заменил различные национальные системы импорта стран членов ЕС с одной единой системы, и гарантировал странам АКТ определенную долю рынка ЕС. Новый Банановый режим ввел тарифную квоту на импорт бананов, который был применен в зависимости от страны возникновения.
Страны Латинской Америки были неблагоприятно затронуты новым Банановым режимом. США утверждали, что они также были в невыгодном положении торговых преференций ЕС, стали участвовать в споре, заявляя, что режим нарушает некоторые положения ВТО.
Сразу же после того, как ЕС объявил о своем новом Банановом режиме, многие латиноамериканские страны с банановым производством, пять из которых были членами ГАТТ, просили Группу ВТО изучить законность режима и считают , что торговые преференции ЕС нарушили свободные принципы торговли ГАТТ. Страны утверждали, что режим импорта ЕС не согласуется с пунктом наибольшего благоприятствования (РНБ) в статье I, пункт 1 ГАТТ. Согласно этому положению, каждый член ГАТТ должен продлить статус наибольшего благоприятствования всем другим членам. Что требует равного доступа к рынкам для всех членов ГАТТ; любая дискриминация в отношении любого члена запрещается
Впоследствии группа ВТО осудила режим импорта бананов в ЕС. Суд постановил, что некоторые особенности тарифных преференций ЕС по отношению к странам АКТ нарушили глобальные торговые законы, потому что они ввели недопустимое неравное обращение по отношению к некоторым странам, в частности странам Латинской Америки.
ЕС отверг решение группы ВТО, утверждая, что это может привести к зловещим политическим и экономическим последствиям экономик стран АКТ, если ЕС откроет свой рынок для более дешевых латиноамериканских бананов. Из-за необходимости «консенсуса» голосования в рамках ГАТТ, ЕС удалось заблокировать принятие решения группы ВТО. Кроме того, ЕС удалось избежать соблюдения постановления ВТО.ЕС заявил, что Ломейская конвенция создала «Таможенный союз» в соответствии со статьей 19 ГАТТ. Эта статья предусматривает, что в исключительных случаях, договаривающиеся стороны могут отказаться от обязательства возложенных на них, при условии что такое решение будет одобрено в две трети голосов. Большинство голосующих отказались от применения правил ГАТТ
Страны Латинской Америки обратились в Торговое представительство США (USTR) и Орган по разрешению споров ВТО (DSB). USTR начал расследование в соответствии со статьей 301 Закона о торговле (также известный как "Super 301")."Супер 301" разрешает USTR принимать соответствующие меры, если экономика США неоправданно обременена или ограничена в соответствии с любым торговым соглашением. Торговое представительсьтво США определило, что должны поступитьответные меры против бананового режима импорта ЕС, поскольку оно нарушает ГАТТ и является экономически невыгодном США.
Тем не менее, ЕС по праву дал понять, что любые односторонние меры, принимаемые со стороны США приведет к нарушению урегулирования споров ВТО (DSU). В результате, USTR и компании Латинской Америки подали официальную жалобу в ВТО, объявив Новый Банановый Режим нарушением правил торговли ВТО. Жалоба требовала: 1) большая квота для фруктов Латинской Америки, 2) изменения в системе лицензирования ЕС.
В апреле 1997 года Группа споров ВТО постановила, что Новый Банановый режим ЕС нарушил торговые правила ВТО и направлены в ЕС "привести режим в соответствии со своими обязательствами в рамках глобальных торговых соглашений." В отличие от ранее принятых решений в соответствии правилами ГАТТ, которые требовали консенсуса голоса, все решения ВТО являются обязательными, если все члены не примут решения на основе консенсуса, для того чтобы отклонить их. Таким образом, у ЕС не было никакого способа избежания соблюдения законов.65
В результате Совет министров ЕС изменил Новый банановый режим, который был принят 1 января 1999 года.
Не прошло и месяца, как США заявили, что ЕС до сих пор не осуществляет постановление ВТО правильно, и запросили разрешение от ВТО ввести санкции против ЕС за несоблюдение.
ВТО было необходимо сначала изучить соответсвие правилам ВТО нового бананового режима, прежде чем он разрешает США приступить к санкциям, но США грозили ввести санкции в любом случае. 3 марта 1999 года США ввели санкции на сумму $ 520 миллионов долларов США в отношении импорта ЕС.
В ответ на санкции США, ЕС утверждал, что он пересмотрел свою систему выполнить решение ВТО
19 апреля 1999 года ВТО постановила, что различные элементы пересмотренного режима импорта бананов ЕС несовместимы с торговыми правилами ВТО. В то же время, ВТО сообщило США, что она имела право наложить
Мало что изменилось из-за продолжающихся дискуссий и споров между основными игроками.
Задержка торговых переговоров на 9 лет сорвала соглашение на импорт бананов.
Европейский рынок бананов является крупнейшим в мире. ЕС импортировал около 5,5 млн тонн бананов в прошлом году. Более 70% прибыли из Латинской Америки, с 17% поступили из стран АКТ.
Банановая промышленность также имеет чрезвычайно важное значение для экономики многих развивающихся стран.
Например, на Карибских островах производство бананов является крупнейшим сектором экономики и крупнейшим работодателем.
Эквадор является крупнейшим в мире экспортером бананов, а промышленность занимает второе место по величине производства в стране после нефти.
Также, ЕС выращивает бананы в пределах своих собственных территорий. Производители : Испания (Канарские острова), Португалия, Кипр и Греция, а также французские заморские департаменты Мартиники и Гваделупы. Вместе они обеспечивают более 10% потребности бананов ЕС.
Что в договоре?
В "Соглашение о торговле в Женеве на бананы", без посредничества ВТО, ЕС постепенно снижало тарифы, взимаемые с латиноамериканских импортеров бананов.
Тарифы были снижены с 176 евро за тонну до 114 евро за тонну в течение семи лет.
Первое сокращение, вступило в силу в 2010 году, тариф был сокращен до 148 евро за тонну. Дальнейшее сокращение осуществлялось ежегодно.
ЕС также согласовали пакет компенсации с странами АКТ, которые проиграют в результате сделки. Они получат 200 млн евро в течение четырех лет.
Заключение
Торговая война, в основном, проявляется в форме политических и экономических противоречий между наиболее развитыми странами в области внешней торговли. Главной целью является создание условий и отстаивание интересов на внешнем рынке. Торговая война ведется с помощью системы торгово-политических и юридических мер, принимаемых на государственном уровне.
Открытые рынки и свободная торговля являются необходимыми для глобальной экономики.
Потери стран, участвовавших в торговых войнах, исчисляются миллиардами долларов США.
Список литературы:
Global issues, информационный ресурс . Режим доступа: http://www.globalissues.org/article/63/the-banana-trade-war , 18.02.17
BBC, новостной портал. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-20263308 , 23.02.17
The guardian, новостной портал. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/1999/mar/05/eu.wto3 , 24.02.17
World Socialist Web Site, информационный ресурс . Режим доступа: https://www.wsws.org/en/articles/1999/01/ban-j20.html , 25.02.17